История Лиски Первые упоминания, касающиеся территории современного Лискинского района относятся к IV-III веку до н.э. Регион постоянно подвергался набегам кочевников, грабивших поселения и уводившим в плен местных жителей.
Во времена царствования Ивана Грозного набеги крымских татар стали столь интенсивными, что доходили до самой Москвы. Для наблюдения за передвижениями кочевников в 1571 году на территории современного г. Лиски был установлен сторожевой пост, действовавший в летнее время. Позднее здесь было образовано поселение Новая Покровка.
В XVII веке начали образовываться поселения, ставшие в наши дни территориальными единицами Лискинского района.
В 1871 году в Воронежской губернии началось строительство железной дороги сообщением Воронеж-Ростов, пролегавшей, в том числе, и по землям Лискинского района. Недалеко от села Новая Покровка была организована ж/д-станция Лиски.
Официальным днем образования Лискинского района считается 30 июля 1928 года. Административный центр располагался в г. Лиски, носившем к тому времени имя Свобода. За свою долгую историю город переименовывали несколько раз: Лиски, Свобода, Георгиу-Деж, Лиски.
В период гражданской войны на территории района проходили жестокие бои. Военные действия Великой Отечественной войны также затронули регион: с июля 1942 года по январь 1943 линия фронта располагалась в непосредственной близи у города. Немецкие войска заняли правый берег Дона и встали напротив г. Свобода (Лиски).
Жители района вместе со всем народом участвовали в борьбе против немецко-фашистских захватчиков: двенадцати лискинцам было присвоено высокое звание Героя Советского Союза, троим - звание Героя Социалистического Труда.
После войны начинается интенсивное восстановление экономики района. Идет образование крупных колхозов и совхозов, развитие промышленности. Первым производственным предприятием г. Лиски считаются механические мастерские, открытые в 1947 году и, со временем, выросшие в крупный завод по изготовлению металлоконструкций и монтажных заготовок. В 1955 году построен и запущен Лискинский маслоэкстракционный завод, а в 1968 году – сахарный завод. Также вводится в эксплуатацию множество других, меньших по размеру, но не менее важных для экономики района предприятий.
Название Георгиу-Деж было присвоено нашему городу в память румынского государственного деятеля, первого Председателя Государственного Совета Румынии находившегося на посту с 1948 и до его смерти в 1965. Именно после получения названия Георгиу-Деж город стал интенсивно развиваться, было построено всем известное здание клуба железнодорожников, введён в строй сахарный завод, ставший одним из самых крупных предприятий пищевой промышленности на территории РСФСР. В 1970-71 гг. московским институтом «Гипрогор» для города был разработан генеральный план и технико-экономическое обоснование развития города. Институтом «Воронежгражданпроект» на основании этого плана, в середине 1970-х гг. было выполнено несколько проектов застройки и планировки новых жилых микрорайонов города. К 1990-м годам в городе работало чуть более 40 промышленных предприятий, население г. Георгиу-Деж составляло около 54 тысяч человек. В 1990 году площадь жилых помещений в общем составляла 995, 4 тысячи квадратных метров. В городе имелось 4 начальных и 5 средних школ, железнодорожный техникум, 3 профессиональных технических училища которые готовили специалистов молочной промышленности и сельского хозяйства. Особенно следует выделить высшее профессиональное техническое училище (лицей) имени Лысенко № 6, которое было учреждено в 1930 году и является в системе ЮВЖД alma mater железнодорожных кадров. Имелись Дом быта, городской клуб, Дом культуры, клуб железнодорожников, профилакторий «Радон». Развитию культуры также способствовали художественная мастерская, школа искусств, одна из крупнейших в области центральная библиотека, 10 ведомственных библиотек, 2 кинотеатра, 10 киноустановок. Из учреждений обеспечивающих физическое развитие были две детско-юношеские спортивные школы и стадион «Локомотив» с 12 тысячами мест для болельщиков.
Сегодня Лиски – современный, красивый город с развитой инфраструктурой. В нее включено множество образовательных, медицинских и культурных учреждений и спортивных комплексов. На территории Лискинского района располагаются 5 действующих храмов, в четырех церквях, среди которых и Успенский Дивногорский мужской монастырь, идут реставрационные работы. Уникальными археологическими памятниками признаны городицы Маяцкое и Титчиха.
Жители Лискинского района с уважением относятся к своей богатой, героической истории и с уверенностью смотрят в будущее. Исторические даты 1571 - установлен сторожевой пост на левом берегу реки Дон у Богатого Затона 1614 - Богатый Затон становится одним из воронежских откупных угодьев ("Богатый юрт") 1787 – на месте населенного пункта Богатый Затон образуется поселение Новая Покровка 1870 – построена ж/д станция Лиски 1895 - окончено строительство ж/д Харьков-Балашов. Ж/д станция Лиски стала узловой 1918 – с. Новая Покровка получило статус города, названного Свобода 1927 - закладка Лискинского речного порта 1928 – официально утверждено образование Лискинского района. Административный центр - г. Свобода 1942 – немецкие войска заняли правый берег реки Дон напротив г. Свобода (Лиски) 1943 – г. Свобода переименован в г. Лиски 1947 - основание механических мастерских, преобразованных позднее в завод монтажных заготовок и металлоконструкций 1955 – начало работы маслоэкстракционного завода 1965 – г. Лиски переименован в г. Георгиу-Деж 1968 – ввод в эксплуатацию сахарного завода 1991 – городу Георгиу-Деж возвращено историческое название Лиски |