Главная » Статьи » История городов » История городов Украины

История города Жмеренка
Исторически Жмеринка состояла из разных поселений, которые сохранили свои названия - восточнее железной разместилась собственно Жмеринка, на северо-восток - Большая Жмеринка, на юго-восток - Петровка, на юг Кавказ, еще южнее Починок. Непосредственно в город прилегающие села Малая Жмеринка, Леляки, Тартак, Подольское и село Бирюлево. В исторических материалах упоминается о Жмеринку в начале XVIII века, как о деревне Браиловской волости, Винницкого уезда, Подольской губернии.

Во второй половине XIX века, когда Подольская губерния стала центром сахарной промышленности, возникла необходимость в строительстве железной дороги. К тому времени в губернии насчитывалось 29 сахарных заводов.

Собственно Жмеринка - большая узловая станция Правобережья Украины, основанная в 1865 году между селами Большая и Малая Жмеринка на месте вырубленного дубового пралеса. В связи со строительством железной дороги Киев - Балта (1865-1870 гг) Жмеринка стала железнодорожным поселком. Движение поездов по железной дороге Одесса - Жмеринка - Киев начался 8 июня 1870. По железной дороге Жмеринка - Волочиск - в сентябре 1871 года, Жмеринка - Могилев-Подольский - 30 сентября 1892 года.

Свое название Жмеринка получила от сел расположенных по обе стороны от железнодорожного пути - Большая и Малая Жмеринка. Что касается происхождения самого названия, то существуют разные версии: одни исследователи считают, что она происходит от польского выражения «жму руку», произнесенном при встрече двух победителей, другие видят ее в том, что на территории современного города было поселение, в котором жили гончары, которые из глины изготовляли разную посуду - «жали рынки». Еще есть гипотеза, что «джемери» - это густой темный лес, заросли, на месте которого возникли эти поселения. И наиболее вероятной является следующая.

Древнегреческий историк Геродот свидетельствует, что подольская земля известна миру еще за 5 столетий до н.э.. Он вспоминает алозонив и невров, которые заселяли эти земли. Из его трудов мы узнаем, что юг Украины в те далекие времена населяли киммерийцы, которых ассирийцы называли "GIM (M) IR" ("ГИММИР"). В украинском языке (как и в других славянских языках) звук "ж" чередуется со звуком «г». Возможно отсюда и пошло название наших далеких предков. Она сохранилась в названиях подольских поселений Чемеринци, Чемер, Чемерисы, в названии травы чемерицы, одежды-чемерки, а впоследствии и названии поселения - Жмеринка.

Как известно люди издревле селились возле рек. А о том что была река около города свидетельствуют специалисты водоснабжения: на большой глубине она протекает и теперь. А в те давние времена она извивалась с северо-востока на юг. Об этом свидетельствуют названия окрестностей города, которые остались в памяти позднейших поколений: Заречье, порубленный лес, Пеньковка, Грисяний лесок, Березина, Корчивка.http: / / uk.wikipedia.org / wiki / Жмеринка

Жмеринка и железная

Первым в 1825 году поставил вопрос о необходимости железных дорог в Юго-западном крае изобретатель и предприниматель В. П. Гурьев, который считал необходимым связать рельсами Одессу и Петербург через Киев, Одессу с Москвой через Киев и Чернигов. Первой железной дорогой на территории Украины было построено в 18б5 году ветка от Одессы до Балты протяженностью 213 км. Она создавалась за казенный счет около трех лет (1862-1865). Это была первая линия будущих Юго-Западных железных дорог. В мае 1868 года приступили к строительству Киево-Балтской железной дороги. Для ее сооружения согнали с окрестных деревень крестьян, прибыли три дивизии солдат, много штрафников. На работах было занято около тридцати тысяч человек.

30 августа 1869 было открыто движение пассажирских и товарных поездов между станцией Курск и временной станцией Днепр (Слобода Кухмистера). Далее пассажиры и грузы доставлялись пароходами до Почтовой площади. 13 февраля 1870 началось движение по новому мосту через Днепр, построенному под руководством известного инженера А. Струве. На то время это был самый большой мост в Европе длиной более 1 версты.

К 1870 году в Украине были построены следующие железнодорожные линии: Балта-Елисаветград (ныне Кировоград)-Крюков (430 км, в 1868 г.), Ворожба-Конотоп-Бровары (294 км, в 1868 г.), Курск-Харьков-Славянск Купянск-Таганрог-Ростов (680 км по территории нынешней Украины, в 1869 г.).

Летом 1870 года Русское общество пароходства и торговли (РОПИТ) приобрело у правительства Одесско-Балтскую и Одесско-Елисаветградскую линии, выкупило участок от Тирасполя до Кишинева и линию Бирзула-Жмеринка-Болечиськ. Общая длина всей этой сети Одесской железной составляла 963 км.

Жмеринка до строительства Киево-Балтской железной дороги была скоплением нескольких земледельческих поселений. Эта большая узловая станция Правобережья основана в 1865 году между селами Большая и Малая Жмеринка на месте вырубленной дубравы. Здесь соединились участки Одесса-Жмеринка-Киев, Жмеринка-Волочиск (к границе с Австро-Венгрией) и Подольский Жмеринка-Могилев.

Прошла железная дорога, появилась станция, и прибыли туда самые активные и предприимчивые люди Подолья. Стали строить не только вокзал (1899-1904, построенный по проекту инженера С. Журавский), но также гимназию, церковь, костел и синагога. Более ста лет назад энциклопедия Брокгауза-Ефрона писала: "Жмеринка, местечко Подольской губернии Винницкого у.; Жил. 15 т.; узловая ст. Жел. Дор. Значительная отправка хлеба (до 4 милл. Пуд.)".

В 1903 году городок получил статус города.

А уже аэропорт был в городе раньше, чем где из губернских городов (там для этих целей пользовались ипподромам). В районе нынешнего автовокзала муж сестры последнего государя великий князь Александр Михайлович разместил 11-й авиапарк, где проходили службу летчики-технари и действовали курсы повышения квалификации. Объяснение было простым: город находился недалеко от австрийской границы, и надо было крепить оборону. Однако этот военный объект не был сверхсекретным и закрытым от горожан. В 1911 году здесь побывал знаменитый летчик-испытатель, бывший чемпион мира по велоспорту Сергей Уточкин. На полях графа Гейдена, где сейчас разместилась УВК № 3, была проложена взлетная дорожка. Там проводились показательные полеты "этажерок". За 10 копеек (дешевле, чем перенос через лужу за 60 лет до этого!) Все желающие могли подняться в небо и увидеть окрестности Жмеринки с высоты птичьего полета.

И жило бы себе, и богатело бы город, но началась революция. 6 марта 1919 Жмеринка на 12 дней стала столицей Украины - там находился поезд С. Петлюры во время его "славной" бегства от большевиков из Киева в Каменец-Подольский.

История Жмеринки и евреи

9 августа 1919, как вспоминал генерал УНР Капустянский, "утром Ю. Тютюнник и 5-я Галицкая бригада (2 и 3-й курени) ворвались в Жмеринку. Красные в беспорядке отходят разным направлениям. В наши руки попала сила военного имущества, на которую позавидовали Галицкие части части и пытались наложить на него свою руку. Но Тютюнник поставив им решительное сопротивление. Запахло порохом. Каждый для своих частей желал использовать имущество. Однако, конфликт скоро улажен и Надднепрянцы с галичанами желающего помирились на компромиссе ". В тот же день по словам Капустянского, "6-я дивизия в Якушинцы атаковали небольшой вражеский отдел до 250 штыков, в основном из матросов и евреев, и разбила его вдребезги, захватив пулеметы и трофеи". И «компромисс», и трофеи были отмечены еврейским погромом.

Жестокие бои шли в этих местах и ​​во время Великой Отечественной войны. Страшной и разрушительной была нацистская оккупация, сопровождавшаяся истреблением еврейского населения, оставшегося в городе. В мае 1948 года те 500 евреев Жмеринки, вернувшихся с фронта и из эвакуации, подписали письмо, в котором просили разрешить всем еврейскому населению города выехать в Израиль. Многие евреи-офицеры Советской армии обращались в официальные органы с предложением отправить их воевать на Ближний Восток.

Молодежная группа "Эйникайт" была создана в Жмеринке сразу после освобождения его от немецкой оккупации в 1944 году. Руководителями группы были М. Спивак, В. Керчман, М. Гельфанд и А. Ходорковский. Члены группы занимались еврейской самообразованием; в 1945 году они распространили в синагоге листовки, в которых говорилось среди прочего, что "наш дом, - в Палестине". Впоследствии члены группы разъехались по разным городам для продолжения учебы. В конце 1948 года начались аресты членов группы в Жмеринка, Киеве, Ленинграде и других городах. Репрессии продолжались до марта 1949 года. Арестован было двенадцать человек, из них только девять были членами группы "Эйникайт". После следствия длившегося более пяти месяцев, члены группы были осуждены Особым совещанием к длительным срокам заключения (8-25 лет) и освобождены только осенью 1954 года. Так начинался результат тех, чьи предки вместе с детьми других народов строили благополучие узловой станции http://www.40a.kiev.ua/ideas/society/46cc033a153da/

Остап Сулейман Ибрагим Берта Мария Бендер Бей

Вокзал с перрона

Жмеринка. Это еще не Одесса,

однако уже близко ... Нет, не по расстоянию. В Одессу еще ехать и ехать. По духу. Как говорил незабвенный Остап Сулейман Ибрагим Берта Мария Бендер Бей:

«Последний настоящий город на земле - это Жмеринка. У нас тут конечно не Париж, но милости просим к нашему шалаш! "Не зря именно ЗДЕСЬ воздвигли памятник великому комбинатору.

Встречаются два еврея. Один говорит другому:

- Вы же себя представляете? Я недавно прилетели в Жмеринку, так я видел в аэропорту живого Карла Маркса вместе с Фридрихом Энгельсом!

Второй ему отвечает:

- Не смешите меня - аэропорт в Жмеринка?

Действительно, сегодня самолетом из Жмеринки не полетишь ... Но железнодорожный вокзал! Сооружен в 1899 -1904 годах по проекту известного архитектора З. Журавского, он как будто гигантский лайнер возвышается над трущобами окрестных зданий. У него нет центрального входа. Как с перрона, так и с площади выглядит одинаково - в стиле итальянского неоренессанса.

По перрону ходят изрядно вижмакани пассажиры. Непосредственно под табличкой «Торговля с рук запрещена» покупают у нахальных продавщиц то вроде жареной рыбы. Сейчас. А когда люди специально вставали среди ночи. Выпрыгивали из теплой постели, чтобы купить фирменное блюдо города. Жареные карасики с жареной картошечкой под укропом шли на "Ура!". Увы. Это было тогда ...

- Рыба, рыба. Свежая рыба! - Женщина! А почему она не движется? - Спит. - А почему от нее такая вонь? - А Вы, как спите - вы себя контролируете??. http://www.nice-places.com/articles/ukraine/odessa/461.htm

Жмеринка и железная

Первым в 1825 году поставил вопрос о необходимости железных дорог в Юго-западном крае изобретатель и предприниматель В. П. Гурьев, который считал необходимым связать рельсами Одессу и Петербург через Киев, Одессу с Москвой через Киев и Чернигов. Первой железной дорогой на территории Украины было построено в 18б5 году ветка от Одессы до Балты протяженностью 213 км. Она создавалась за казенный счет около трех лет (1862-1865). Это была первая линия будущих Юго-Западных железных дорог. В мае 1868 года приступили к строительству Киево-Балтской железной дороги. Для ее сооружения согнали с окрестных деревень крестьян, прибыли три дивизии солдат, много штрафников. На работах было занято около тридцати тысяч человек.


30 августа 1869 было открыто движение пассажирских и товарных поездов между станцией Курск и временной станцией Днепр (Слобода Кухмистера). Далее пассажиры и грузы доставлялись пароходами до Почтовой площади. 13 февраля 1870 началось движение по новому мосту через Днепр, построенному под руководством известного инженера А. Струве. На то время это был самый большой мост в Европе длиной более 1 версты.

К 1870 году в Украине были построены следующие железнодорожные линии: Балта-Елисаветград (ныне Кировоград)-Крюков (430 км, в 1868 г.), Ворожба-Конотоп-Бровары (294 км, в 1868 г.), Курск-Харьков-Славянск Купянск-Таганрог-Ростов (680 км по территории нынешней Украины, в 1869 г.).

Летом 1870 года Русское общество пароходства и торговли (РОПИТ) приобрело у правительства Одесско-Балтскую и Одесско-Елисаветградскую линии, выкупило участок от Тирасполя до Кишинева и линию Бирзула-Жмеринка-Болечиськ. Общая длина всей этой сети Одесской железной составляла 963 км.

Жмеринка до строительства Киево-Балтской железной дороги была скоплением нескольких земледельческих поселений. Эта большая узловая станция Правобережья основана в 1865 году между селами Большая и Малая Жмеринка на месте вырубленной дубравы. Здесь соединились участки Одесса-Жмеринка-Киев, Жмеринка-Волочиск (к границе с Австро-Венгрией) и Подольский Жмеринка-Могилев.


Прошла железная дорога, появилась станция, и прибыли туда самые активные и предприимчивые люди Подолья. Стали строить не только вокзал (1899-1904, построенный по проекту инженера С. Журавский), но также гимназию, церковь, костел и синагога. Более ста лет назад энциклопедия Брокгауза-Ефрона писала: "Жмеринка, местечко Подольской губернии Винницкого у.; Жил. 15 т.; узловая ст. Жел. Дор. Значительная отправка хлеба (до 4 милл. Пуд.)".

В 1903 году городок получил статус города.

А уже аэропорт был в городе раньше, чем где из губернских городов (там для этих целей пользовались ипподромам). В районе нынешнего автовокзала муж сестры последнего государя великий князь Александр Михайлович разместил 11-й авиапарк, где проходили службу летчики-технари и действовали курсы повышения квалификации. Объяснение было простым: город находился недалеко от австрийской границы, и надо было крепить оборону. Однако этот военный объект не был сверхсекретным и закрытым от горожан. В 1911 году здесь побывал знаменитый летчик-испытатель, бывший чемпион мира по велоспорту Сергей Уточкин. На полях графа Гейдена, где сейчас разместилась УВК № 3, была проложена взлетная дорожка. Там проводились показательные полеты "этажерок". За 10 копеек (дешевле, чем перенос через лужу за 60 лет до этого!) Все желающие могли подняться в небо и увидеть окрестности Жмеринки с высоты птичьего полета.

И жило бы себе, и богатело бы город, но началась революция. 6 марта 1919 Жмеринка на 12 дней стала столицей Украины - там находился поезд С. Петлюры во время его "славной" бегства от большевиков из Киева в Каменец-Подольский.

История Жмеринки и евреи

9 августа 1919, как вспоминал генерал УНР Капустянский, "утром Ю. Тютюнник и 5-я Галицкая бригада (2 и 3-й курени) ворвались в Жмеринку. Красные в беспорядке отходят разным направлениям. В наши руки попала сила военного имущества, на которую позавидовали Галицкие части части и пытались наложить на него свою руку. Но Тютюнник поставив им решительное сопротивление. Запахло порохом. Каждый для своих частей желал использовать имущество. Однако, конфликт скоро улажен и Надднепрянцы с галичанами желающего помирились на компромиссе ". В тот же день по словам Капустянского, "6-я дивизия в Якушинцы атаковали небольшой вражеский отдел до 250 штыков, в основном из матросов и евреев, и разбила его вдребезги, захватив пулеметы и трофеи". И «компромисс», и трофеи были отмечены еврейским погромом.

Жестокие бои шли в этих местах и ​​во время Великой Отечественной войны. Страшной и разрушительной была нацистская оккупация, сопровождавшаяся истреблением еврейского населения, оставшегося в городе. В мае 1948 года те 500 евреев Жмеринки, вернувшихся с фронта и из эвакуации, подписали письмо, в котором просили разрешить всем еврейскому населению города выехать в Израиль. Многие евреи-офицеры Советской армии обращались в официальные органы с предложением отправить их воевать на Ближний Восток.

Молодежная группа "Эйникайт" была создана в Жмеринке сразу после освобождения его от немецкой оккупации в 1944 году. Руководителями группы были М. Спивак, В. Керчман, М. Гельфанд и А. Ходорковский. Члены группы занимались еврейской самообразованием; в 1945 году они распространили в синагоге листовки, в которых говорилось среди прочего, что "наш дом, - в Палестине". Впоследствии члены группы разъехались по разным городам для продолжения учебы. В конце 1948 года начались аресты членов группы в Жмеринка, Киеве, Ленинграде и других городах. Репрессии продолжались до марта 1949 года. Арестован было двенадцать человек, из них только девять были членами группы "Эйникайт". После следствия длившегося более пяти месяцев, члены группы были осуждены Особым совещанием к длительным срокам заключения (8-25 лет) и освобождены только осенью 1954 года. Так начинался результат тех, чьи предки вместе с детьми других народов строили благополучие узловой станции http://www.40a.kiev.ua/ideas/society/46cc033a153da/

Жмеринка. Это еще не Одесса,

однако уже близко ... Нет, не по расстоянию. В Одессу еще ехать и ехать. По духу. Как говорил незабвенный Остап Сулейман Ибрагим Берта Мария Бендер Бей:

«Последний настоящий город на земле - это Жмеринка. У нас тут конечно не Париж, но милости просим к нашему шалаш! "Не зря именно ЗДЕСЬ воздвигли памятник великому комбинатору.

Встречаются два еврея. Один говорит другому:

- Вы же себя представляете? Я недавно прилетели в Жмеринку, так я видел в аэропорту живого Карла Маркса вместе с Фридрихом Энгельсом!

Второй ему отвечает:

- Не смешите меня - аэропорт в Жмеринка?

Действительно, сегодня самолетом из Жмеринки не полетишь ... Но железнодорожный вокзал! Сооружен в 1899 -1904 годах по проекту известного архитектора З. Журавского, он как будто гигантский лайнер возвышается над трущобами окрестных зданий. У него нет центрального входа. Как с перрона, так и с площади выглядит одинаково - в стиле итальянского неоренессанса.

По перрону ходят изрядно вижмакани пассажиры. Непосредственно под табличкой «Торговля с рук запрещена» покупают у нахальных продавщиц то вроде жареной рыбы. Сейчас.
Категория: История городов Украины | Добавил: Andrey (04.11.2011)
Просмотров: 5829 | Комментарии: 2 | Теги: город, история, дата основания, Жмеринка, города Украина, украины | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]