Главная » Статьи » История » История Украины

3.3. Развитие культуры в конце XIV - первой половины XVI в.

Период с конца XIV до начала XVI в. - Время борьбы за сохранение культурной самобытности Украины, дальнейшего формирования украинского народа. Чужеземное угнетения и постоянные нападения турок и татар не способствовали развитию украинской культуры.
Украина имела тесные связи с культурами русского, белорусского, болгарского и сербского народов. В конце XV в. большое влияние на их развитие привело к возникновению в Кракове и Черногории восточнославянского печатания кириллицей. В 1491 г. в Краковской типографии было напечатано "Октоих", "Часослов", а в 1495 г. в Черногории - "Псалтырь". Эти книги распространились в Украине. В начале XVI в. Издательскую деятельность начал белорусский ученый-гуманист Франциск Скорина. В течение 1517-1518 pp. в Праге кириллицей он выдал несколько частей Библии, а в 1525 г. в Вильно - "Апостол". В 1577 г. князь К. Острожский основал типографию в Остроге.
В XV в. в Украине в сфере образования еще сохранялись древние традиции. Начальные школы существовали при больших церквах и монастырях в городах, а также в некоторых усадьбах магнатов. Учителями в основном были дьяки, которые учили читать, писать и церковного пения.
Выходцы из Украины учились во многих европейских университетах, в частности в Болонском, Краковском и Пражском. В Сорбонне имена студентов-Украинской, а также бакалавров и магистров встречаются уже во второй половине XIV в., А в середине XV в. Сорбонна имела нескольких докторов-украинского. Те, кто получил образование за рубежом, вернувшись в Украину, распространяли здесь передовые идеи гуманизма, в частности учение Яна Гуса. Некоторые оставался работать на чужбине. В конце XV - начале XVI в. в Европе знали о научной работе Юрия Дрогобыча (Котермака) в Болонском университете, Павла Русина - в Краковском. В 1481 г. Юрий Дрогобыч был избран ректором Болонского университета. Он написал ряд трудов по философии, медицины, астрономии.
Конец XIV в. обозначен изменениями, происходящими и в народном творчестве. Обрядовая поэзия существенно освобождается от культовых элементов. Украинский народ создает пословицы, поговорки, сказки, легенды. Начиная с XV в. зарождается эпическая поэзия - Украинские песни и думы. Выполняли их народные певцы - кобзари. В основном эти произведения отражали историческую тематику, прославляли героев. Самой известной является "Дума про казака Голоту".
В Украине и дальше развивается летописание. Интересные исторические сведения содержались в "Кратком Киевской летописи", датированном XIV XV вв., А также в так называемых литовских летописях. Распространение получили и церковно-литературные произведения: послание, жития святых. Особенно много таких описаний появилось в Киево-Печерской лавре . Наряду с церковной развивалась и светская литература, в частности сборник "Измарагд" на морально-бытовые темы, сборник повестей "Александрия" об Александре Македонском, повести о Троянской войне.
Появляются новые элементы в архитектуре. Строятся каменные замки с башнями, рвами, мостами (в Луцке, Кременце, Хотине). Под влиянием западной архитектуры начали сооружать безбанни храмы. Было построено много монастырей: Киево-Печерский, Дерманский, Уневский, Троицкий. Главными заказчиками становятся шляхта, городские и сельские общины, чьи эстетические пристрастия влияли на архитектуру.
К лучшим образцам живописи этого периода относятся сюжеты-композиции "Рождество Христово" и "Успение Богородицы" в Кирилловской церкви в Киеве (XIV в.), Рисование Онуфриевской церкви в селе Лавровое (XII в.) И Армянского собора во Львове (XIV-XV в.). Получили распространение иконы, нарисованные на досках. Среди иконописцев отличается Петр Ратенський, который нарисовал икону "Богородица" во Владимиро-Волынском соборе и Петровскую икону в Успенском соборе в Москве.
Дальнейшее развитие получили также хоровое пение, танцевальные жанры инструментальной музыки (гопак, казачок), музыкальный и танцевальный фольклор, игра на бандуре.
В этот период продолжаются формирование и развитие украинской народности.
Вопрос о создании украинской народности сложное и до сих пор окончательно в исторической науке не решен. Наиболее распространены три концепции: по первому часть российских историков, оправдывая политику русификации, проводимой царизм, доказывали, что на протяжении всей истории существовала и развивалась только одна великорусская народность, а украинской и белорусской народностей не было и нет, что они являются "ответвлениями российского народа" . Тем самым отрицалось право этих народов на свободное национальное развитие. Согласно концепциям М. Карамзина (1766-1826), В. Ключевского (1841-1911), М. Погодина (1800-1875), Киевское государство было результатом произведения великорусской народности. Русский писатель А. Солженицын, претендуя на роль знатока истории, в брошюре "Как нам обустроить Россию?" пишет: "Это все фальшивая выдумка, что чуть не с IX века существовал украинский народ с особым нерусской языке".
Вторая концепция наиболее полно изложена в трудах М. Грушевского (1866-1934). Он считал, что не существует "общерусской" истории, равно как не может быть и "общерусской" народности, а может быть только история "русских народностей".
Порогом исторических времен для украинского народа М. Грушевский считал IV в. н. есть. Он категорически отвергал претензии Московской Руси на часть древнерусского наследия, правопреемником которой является исключительно "украинского-русская" народность, ибо именно она создала Киевское государство. Согласно концепции М. Грушевского, Киевская Русь - это Украина. Она занимала территорию 1,5 тыс. км длиной и 800-900 км шириной, объединяла различные племена, на основе которых формировалась украинская народность. Киевское государство покорила также северные племена, от которых пошли великорусский и белорусский народы. Он доказывал, что история вела украинских и русскую народность в основном различными путями , которые имели больше отличий, чем сходства. время М. Грушевский отмечает, что Киевская государство оставило глубокие следы в быту и культуре северных и северо-восточных земель, входивших в ее состав (распространение государственной христианской религии, византийских книг и искусства, формирование правовых отношений). Вследствие феодальной раздробленности отделилась северо-западная часть Киевской Руси. Высший, чем в Киевской Руси, развитие производительных сил, оживление обмена и торговли, экономических связей между отдельными землями, политических отношений, особенно в результате усиления освободительной борьбы против чужеземных захватчиков , - все это стало основой создания украинской народности. время формировались единая культура, язык и общие черты быта украинской народности. Чтобы сохранить себя как этническое единство, украинскому народу пришлось бороться против татаро-турецких, польских, литовских, венгерских захватчиков и русского царизма. Территорией формирование украинской народности были Киевская, Переяславская земли, Волынь, Подолье, Восточная Галиция, Закарпатье, Северная Буковина, Черниговская и Северская земли. В основу языка украинской народности было положено средне-однипровськи диалекты.
Во времена феодальной раздробленности возник этнический и историко-географический термин "Украина", который впоследствии стал собственным названием юго-западных земель. Впервые название "Украина" употребляется применительно большой территории Приднепровья в 1187 г. в Киевской летописи о смерти переяславского князя Владимира Глебовича. То же Киевская летопись В 1189 г. называет Украину Галицкую землю. С тех пор название "Украина" употребляется в летописях параллельно с названием "Русь", "Русская земля". В XV-XVII вв. Название "Украина" употребляется во многих украинских официальных документах, мемуарах, художественных произведениях, народных думах и песнях. Так, широко известными в XVI в. были песни "Опечалилась Украина", "Дума об Иване Вдовиченко-Коновченко", где говорилось о "славной Украины", и "Песня о Байде», который должен "стать господином на всю Украину".
Представители третьей концепции - советские историки Б. Греков, В. Мавродин, Б. Рыбаков и П. Толочко - считают Киевскую Русь общей этнической основой русского, украинского и белорусского народов. Советская историография осуждала концепцию М. Грушевского, его школы, других украинских историков, отвергала твеhдження, что украинская народность берет начало от славянских племен антов, выступала против положения, что Киевское государство было создано украинское народностью, называла ее общей колыбелью русских, украинских и белорусов.
Проблема формирования украинской народности можно исследовать только комплексно, на основе научного анализа с использованием новых материалов по археологии, истории, антропологии, этнографии.
Подводя итоги, заметим, что в конце XIV - начале XVI в. большинство украинских земель оказалась под властью Великого княжества Литовского, а впоследствии Польши; Закарпатье было под властью Венгрии, Буковина - под властью Молдавии, Черниговская земля с 1503 г. принадлежала Московскому государству, Северное Причерноморье - Крымскому ханству. Однако несмотря на неблагоприятные исторические условия в Украине интенсивно развивалась экономика, происходили социально-политические изменения, дальнейшее развитие украинской культуры, формировалась и развивалась украинская народность.
Категория: История Украины | Добавил: Andrey (07.11.2011)
Просмотров: 1049 | Комментарии: 1 | Теги: история, развитие, украина, XIV - XVI вв, культура | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]