Главная » Статьи » История » История Украины

4.3. Национально-религиозное движение и культура Украины в конце XVI-начале XVII в.
Вторая половина XVI - начало XVII в. - Период пробуждения национального сознания украинского народа, его духовного возрождения. Утверждается чувство родной земли, истории, отечества. Сохранение и развитие духовной культуры, культурно-национальное восстановление становятся исторической необходимостью.
Культурно-национальное возрождение в Украине было связано с внутренними социально-экономическими процессами, а также с политической, идеологической, религиозной борьбой, с нарастанием народно-освободительного движения и теми политическими и культурными процессами в Европе, получивших название Возрождения (XIV-XVI в.).
Культурная восстановление Украины происходила в очень сложных условиях, когда большая ее часть находилась в составе других государств, а социальное угнетение украинского народа усиливалось национально-духовным - унижались и искоренялись культура, язык, обычаи, православие.
Вера тогда была не только основой мировосприятия, но и признаком принадлежности человека к той или иной культуры, составляющей культуры, признаком определенного народа. Не сумев окатоличить украинских, правящие круги Речи Посполитой начали воплощать в жизнь идеи иезуитов - "церковного единства", или унии, Православной и Католической церквей под главенством папы римского. При этом сохранялись православные обряды, служба правилась церковнославянском языке, неизменным оставался и календарь . В XVI в. лишенная поддержки Польско-Литовского государства Православная Церковь была в упадке. Непосредственными причинами принятия унии были недовольство православных епископов тем, что в церковные дела начало активно вмешиваться мещанство, объединенное в братства, стремление епископов освободиться от подчиненности восточным патриархам, которые также вмешивались в дела епархий и собирали поборы; попытки верхушки украинского православного духовенства добиться равенства с католическими епископами. Летом в 1594 г. в Сокале на съезде православных епископов были выработаны условия объединения с Католической Церковью, а в декабре 1594 было принято постановление о желании иерархов отделиться от Восточной Церкви и подчиниться папе. В 1595 г. епископы Ипатий Потей и Кирилл Терлецкий поехали в Рим, где папа Климент VIII официально провозгласил признание унии. Против унии решительно выступили князь К. Острожский и другая православная знать.
Чтобы разрешить конфликт, в 1596 г. в Бресте (Бресте) Сигизмунд III по поручению Папы Климента VIII созвал церковный собор для официального провозглашения унии. Собор сразу же раскололся на два собора - православный и униатский. В униатскому участвовали Киевский митрополит М. Рогоза, пять епископов, три архимандриты, три католические епископы, магнаты и шляхта. 8 октября 1596 они подписали соглашение об унии и дали присягу на верность Папе Римскому. На православном соборе присутствовали два епископа - Балабан и Копыстенский, Белгородский митрополит Лука, девять архимандритов, два представителя восточных патриархов, более 200 представителей православного духовенства. Они подписали протест против унии, а всех, кто ее принял, лишили духовной власти. Однако Сигизмунд III утвердил решение униатского собора. Согласно этому решению униатское духовенство, как и католическое, освобождалось от налогов; шляхта, принявшая унию, имела право получать государственные должности наравне с католической шляхтой, а униаты-мещане уравнивались в правах с католиками. Уния считалась обязательной для всех православных на территории Речи Посполитой. Таким образом, Православная Церковь стала, по сути, незаконной. И только тяжелое внешнеполитическое положение Польши в начале XVII в. заставило правительство в 1603-1607 pp. пойти на некоторые уступки православным (в частности, сейм объявил о прекращении их преследования). Вследствие выступлений казачества в начале 80-х годов XVII в. польское правительство издало "Статьи для успокоения русского народа", которыми узаконил существование Православной Церкви.
В исторической литературе Брестская уния оценивается неоднозначно. Дореволюционные русские историки относились к унии крайне негативно. Многие из современных зарубежных украинских историков считает, что уния была выдающейся и позитивным событием в истории украинского народа. Советские историки до недавнего воспринимали Брестскую унию однозначно негативно, и только в последние годы появились исследования, где ее оценивают положительно.
После принятия унии к ней присоединилось много феодалов, шляхтичей и мещан. Однако большинство крестьян, казаков, мещан, мелкой шляхты и духовенства остались православными и начали объединяться в защиту своих национальных прав и интересов.
Экспансия католицизма, которую осуществляла римская курия, попытки правящих кругов Речи Посполитой колонизировать украинский народ вызвали широкий общественно-политическое движение, сопротивление православного населения. В городах возникают братства, которые имели целью объединить широкие массы мещанства и которые, выступая против засилья католицизма, были проявлением реформистского движения в Украине.
Культурный подъем в Украине значительно усиливается с появлением братств - общественных православных организаций городского населения, которые решительно выступали за развитие отечественной культуры. Одним из первых в 1439 г. была создана Львовское братство, которое имело школу, госпиталь, библиотеку, типографию. В начале XVII в. возникают Рогатинское, Острожское, Галицкое, Каменец-Подольское, Самборское, Киевское, Винницкое и другие братства. Они создавали типографии, госпитали, школы, обеспечивали их учебниками, удерживали учителей и бедных учеников, оказывали лучшим ученикам помощь для продолжения учебы за рубежом. Вокруг братств объединялись ученые, писатели, книгоиздатели, педагоги, политические деятели.
Важным направлением деятельности братств стало книгопечатание. Одну из первых типографий была создана в 1561 г. в Заблудове, в имении украинского и белорусского магната Г. Ходкевича. Основали ее Иван Федоров и Петр Мстиславец. В 1569 г. они издали "Учительское Евангелие", а позже - "Псалтырь" и "Часослов". А собственно первой на украинских землях стала типография, которую основал во Львове в 1573 г. И. Федоров. В этой типографии в 1574 г. было издано "Апостол". В 1576 г. И. Федорова пригласил к себе князь К. Острожский. В его типографии было создано 28 изданий, среди них известная "Острожская Библия" (1581) - первое полное издание Библии на славянском языке.
Братские типографии существовали также в Новгороде-Северском, Киеве, Чернигове, Луцке. Были также частные типографии.
В 80-е годы XVI в. начала издаваться полемическая литература, имело особое значение в борьбе с унией, против социальных и идейных основ католицизма. Представляли эту литературу Герасим Смотрицкий, Василий Суразький, Христофор Филалет и др.. В полемике с церковными магнатами вызревали гуманистически-демократическая идея общественного равенства, идея свободы вероисповедания. Полемисты раскрыли причины, способствовавшие переходу магнатов к униатско-католического лагеря. В их трудах тема патриотизма занимала видное место.
Развитие книгопечатания способствовал развитию образования, увеличению количества школ. И. Федоров издал во Львове и Остроге "Букваре" - пособия для изучения славянских и греческого языков. Были изданы также «Грамматика» Лаврентия Зизания и "Грамматика" Мелетия Смотрицкого.
В конце XVI в. школы действовали уже во Львове, Стрые, Кременчуге, Киеве, Владимире-Волынском и других городах. Среди них были дьячков школы, городские, церковные, монастырские, домовые, протестантские, униатские, католические. В 1578 г. в Остроге была основана школа, которая дала начало новому этапу в развитии школьного образования в Украине. Преподавание в ней была построена с учетом опыта современной европейской школы. В ней изучали славянскую, греческий и латинский языки, так называемые семь свободных наук - грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку. Следовательно, эта программа предусматривала начальное и среднее образование с элементами высшего. Первым ректором этой школы был Г. Смотрицкий, а между воспитанников - М. Смотрицкий, Г. Дорофеевич, П. Сагайдачный и др..
В начале XVII в. в Украине открылось 30 братских школ, которые были народными и отличались прежде демократичностью. В программы этих школ входили те же науки, изучавшихся в западноевропейских школах. И уже в 20-е годы XVII в. Львовская школа, не выдержав борьбы с католическим духовенством, начала приходить в упадок. Луцкая школа дважды (в 1627 и 1634 г.) была разгромлена и перешла в руки униатов. Острожскую школу после смерти князя его внучка Анна-Алоиза Ходкевич превратила в иезуитскую коллегию.
В начале XVII в. Киев становится одним из крупнейших городов Приднепровья (с численностью населения 15 тыс). Начинают возрождаться духовные традиции Киева как всеукраинского центра. Существенно повлияло на политический статус Киева запорожское казачество. В 1620 г. гетман Сагайдачный при поддержке казачества и православных верующих и при участии иерусалимского патриарха Феофана восстановил Киевскую митрополию и всю православную иерархию, которую 25 лет назад после Брестской унии был ликвидирован и заменен на униатскую. Это была выдающаяся заслуга П. Сагайдачного. Основными культурными центрами Киева были Киевское братство и Киево-Печерская лавра во главе с архимандритом Елисеем Плетенецким. В 1615 г. при монастыре было открыто типографию. Первой книгой, вышедшей здесь в 1616 p., был "Часослов". В 1615 г. Киевское братство основало школу, которая стала родоначальницей первой высшей школы в стране-Киево-Могилянской академии. В 1631 г. в Киеве была создана еще одна школа - Лаврскую, которую основал архимандрит Киево-Печерской лавры Петр Могила. Она создавалась по образцу школ высшего типа, в ней училось около 100 учеников. Но просуществовал это учебное заведение недолго. В 1632 г. он объединился с братской школой и получил название коллегии (так на Западе назывались учебные учреждения высшего типа).
Итак, в Украине был сделан первый шаг на пути становления высшей школы. Большую роль в этом сыграл Петр Могила - выдающийся просветитель, который все свои знания, организаторские способности, а также материальные средства отдал коллегии. В его честь была названа Киево-Могилянской и под этим названием оно вошло в историю отечественной науки и культуры как первое высшее учебное заведение Украины, России и Белоруссии. По содержанию и организации обучения коллегия была идентичной Краковской и Венской высшим школам. В ней изучали грамматику, языки, риторику, поэтику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку и другие науки. Как и высшие европейские школы, коллегия имела в подчинении школы, открытые в Кременце, Виннице и Гоще.
Таким образом, в условиях борьбы против насильственной политики окатоличивания и колонизации в Украине происходило культурно-национальное возрождение. Большое развитие получили идеи распространения просвещения и знаний среди народных масс, возрождение национального языка и традиций, защите православия как веры отцов, независимого и свободного существования народа.
Категория: История Украины | Добавил: Andrey (07.11.2011)
Просмотров: 1798 | Комментарии: 1 | Теги: украина, XVI-XVII вв., история, религия, религиозное движение, культура | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]