Метеоры — один из крупнейших монастырских комплексов в Греции, прославленный, прежде всего, своим уникальным расположением на вершинах скал. Монашеский центр был образован около X века и с тех пор существует непрерывно. Метеоры расположены в регионе Фессалии на севере Греции в горах Хасия (горный массив Пинд) в нескольких километрах к северу от города Каламбака. Шесть действующих православных монастырей, расположены на вершинах грандиозных скал, находящихся на ровной поверхности Фессалийской равнины. Скалы достигают в высоту 600 метров над уровнем моря и являются редким геологическим явлением. Они образовались более 60 миллионов лет назад и являлись каменистым дном доисторического моря, находившегося на месте равнины. В результате воздействия воды, ветра и перепадов температур получились массивные, как бы зависшие в воздухе каменные столбы, получившие название Метеоры (в переводе с греческого «парящие в воздухе»).
История Образования
Отшельники
По преданию, первые отшельники поднялись на эти каменистые и неприступные, отрезанные от мира вершины скал задолго до X века. Они жили в пещерах и в скальных углублениях, а рядом основывали небольшие площадки, так называемые «молельные места» для совместного совершения молитв и изучения духовных текстов. Однако для участия в богослужениях и церковных таинствах (прежде всего причастии) отшельникам приходилось спускаться в старую церковь Архангелов в городе Стаги, а позднее во вновь построенную церковь Богородицы.
Согласно большинству исследователей, первым отшельником был некий Варнава, который в 950—970 годах построил старейший скит Святого Духа (Σκήτη του Αγίου Πνεύματος). Затем последовало возведение Преображенского скита (1020 год) критским монахом Андроником, а в 1160 году был сооружён скит Стаги или Дупиани. Основание этого скита положило начало организованному монашескому «государству» (общине) — Метеорам, и общинной монастырской жизни.
По преданию, первые отшельники поднялись на эти каменистые и неприступные, отрезанные от мира вершины скал задолго до X века. Они жили в пещерах и в скальных углублениях, а рядом основывали небольшие площадки, так называемые «молельные места» для совместного совершения молитв и изучения духовных текстов. Однако для участия в богослужениях и церковных таинствах (прежде всего причастии) отшельникам приходилось спускаться в старую церковь Архангелов в городе Стаги, а позднее во вновь построенную церковь Богородицы.
Согласно большинству исследователей, первым отшельником был некий Варнава, который в 950—970 годах построил старейший скит Святого Духа (Σκήτη του Αγίου Πνεύματος). Затем последовало возведение Преображенского скита (1020 год) критским монахом Андроником, а в 1160 году был сооружён скит Стаги или Дупиани. Основание этого скита положило начало организованному монашескому «государству» (общине) — Метеорам, и общинной монастырской жизни.
Образование монастырского комплекса
Фрески
В течение двух-трех веков Метеоры жили в атмосфере мира и спокойствия, но в XIII веке начались вторжения крестоносцев, сербов, албанцев и турок, стремившихся захватить Фессалию. В 1334 году в Метеоры прибыл монах Афанасий, изгнанный со Святой горы Афона нашествием корсаров, сопровождаемый своим духовным пастырем Григорием. Они обосновались на столпе Стаги («Столп Капель») и прожили там около 10 лет. Афанасий, впоследствии святой Афанасий Метеорский, имел единственную цель — создание хорошо организованного монастыря по подобию афонских. В 1334 году он собрал 14 монахов из близлежащей округи и поднялся на «Платис Литос» (широкий камень) — гигантскую скалу высотой 613 метров над уровнем моря, 413 над уровнем городка Каламбака, начав поистине титаническое для той эпохи дело — строительство первых сооружений знаменитого впоследствии монастыря «Великий Метеор». Этим монахом впервые были определены правила поведения, которым должны были следовать монахи, соблюдая законы монастырской жизни в Метеорах. Считается, что именно Афанасий дал этим скалам название «Метеоры»
В течение двух-трех веков Метеоры жили в атмосфере мира и спокойствия, но в XIII веке начались вторжения крестоносцев, сербов, албанцев и турок, стремившихся захватить Фессалию. В 1334 году в Метеоры прибыл монах Афанасий, изгнанный со Святой горы Афона нашествием корсаров, сопровождаемый своим духовным пастырем Григорием. Они обосновались на столпе Стаги («Столп Капель») и прожили там около 10 лет. Афанасий, впоследствии святой Афанасий Метеорский, имел единственную цель — создание хорошо организованного монастыря по подобию афонских. В 1334 году он собрал 14 монахов из близлежащей округи и поднялся на «Платис Литос» (широкий камень) — гигантскую скалу высотой 613 метров над уровнем моря, 413 над уровнем городка Каламбака, начав поистине титаническое для той эпохи дело — строительство первых сооружений знаменитого впоследствии монастыря «Великий Метеор». Этим монахом впервые были определены правила поведения, которым должны были следовать монахи, соблюдая законы монастырской жизни в Метеорах. Считается, что именно Афанасий дал этим скалам название «Метеоры»
Перечень монастырей
Расцвет монашеской страны приходится на XVI век. Величие этого места и его естественная природная безопасность от нашествий грабителей и разбойников, которую ощущали монахи благодаря высоте отвесных скал, позволило создать с течением времени крупную организованную монашескую общину с множеством монастырей, которые росли и укреплялись с помощью многочисленных даров и вкладов правителей и архонтов. В результате, многие известные и неизвестные духовные лица основали следующие монастыри (полужирным выделены ныне действующие монастыри):
Двор монастыря Русану
«Архангелов» (греч. Ταξιαρχών)
«Вериг Апостола Петра» (начало XV века) (Αλύσεως Αποστόλου Πέτρου)
«Вседержителя» (Παντοκράτορα)
«Иоанна Бунильского» (Ιωάννου του Μπουνήλα)
«Иоанна Предтечи» (середина XVII века) (Προδρόμου)
«Ипсилотерас или Каллиграфов» (середина XV века) (Μονής Υψηλωτέρας / Καλλιγράφων)
«Калистрата» (Καλλιστράτου)
«Миканской Богоматери» (вторая половина XIV века) (Παναγίας της Μήκανης)
«Преображенский» (της Μεταμόρφωσης)
«Русану или Арсану» (Ρουσάνου / Αρσάνου)
«Святого Антония» (XIV век) (Αγίου Αντωνίου)
«Святого Варлаама» или Всех Святых (Βαρλαάμ / Αγίων Πάντων)
«Святого Георгия Мандиласа (Палаточника)» (Αγίου Γεωργίου του Μανδηλά)
«Святого Григория» (XIV век) (Αγίου Γρηγορίου)
«Святого Димитрия» (Αγίου Δημητρίου)
«Святого Модеста» (XII век) (Μοδέστου)
«Святого Монастыря или Богородицы» (вторая половина XV века) (Αγίας Μονής)
«Святого Николая Бандова или Кофина» (около 1400 года) (Αγίου Νικολάου του Μπάντοβα)
«Святого Николая Анапавсаса» (Αγίου Νικολάου Αναπαυσά)
«Святого Стефана» (Αγίου Στεφάνου)
«Святой Троицы» (Αγίας Τριάδος)
«Святых Апостолов» (начало XVI века) (Αγίων Αποστόλων)
«Святых Феодор» (Αγίων Θεοδώρων)
«Сретения» (Υπαπαντής)
Эти 24 монастыря существовали в период расцвета монастырского государства, однако постепенно оно начало приходить в упадок.
Расцвет монашеской страны приходится на XVI век. Величие этого места и его естественная природная безопасность от нашествий грабителей и разбойников, которую ощущали монахи благодаря высоте отвесных скал, позволило создать с течением времени крупную организованную монашескую общину с множеством монастырей, которые росли и укреплялись с помощью многочисленных даров и вкладов правителей и архонтов. В результате, многие известные и неизвестные духовные лица основали следующие монастыри (полужирным выделены ныне действующие монастыри):
Двор монастыря Русану
«Архангелов» (греч. Ταξιαρχών)
«Вериг Апостола Петра» (начало XV века) (Αλύσεως Αποστόλου Πέτρου)
«Вседержителя» (Παντοκράτορα)
«Иоанна Бунильского» (Ιωάννου του Μπουνήλα)
«Иоанна Предтечи» (середина XVII века) (Προδρόμου)
«Ипсилотерас или Каллиграфов» (середина XV века) (Μονής Υψηλωτέρας / Καλλιγράφων)
«Калистрата» (Καλλιστράτου)
«Миканской Богоматери» (вторая половина XIV века) (Παναγίας της Μήκανης)
«Преображенский» (της Μεταμόρφωσης)
«Русану или Арсану» (Ρουσάνου / Αρσάνου)
«Святого Антония» (XIV век) (Αγίου Αντωνίου)
«Святого Варлаама» или Всех Святых (Βαρλαάμ / Αγίων Πάντων)
«Святого Георгия Мандиласа (Палаточника)» (Αγίου Γεωργίου του Μανδηλά)
«Святого Григория» (XIV век) (Αγίου Γρηγορίου)
«Святого Димитрия» (Αγίου Δημητρίου)
«Святого Модеста» (XII век) (Μοδέστου)
«Святого Монастыря или Богородицы» (вторая половина XV века) (Αγίας Μονής)
«Святого Николая Бандова или Кофина» (около 1400 года) (Αγίου Νικολάου του Μπάντοβα)
«Святого Николая Анапавсаса» (Αγίου Νικολάου Αναπαυσά)
«Святого Стефана» (Αγίου Στεφάνου)
«Святой Троицы» (Αγίας Τριάδος)
«Святых Апостолов» (начало XVI века) (Αγίων Αποστόλων)
«Святых Феодор» (Αγίων Θεοδώρων)
«Сретения» (Υπαπαντής)
Эти 24 монастыря существовали в период расцвета монастырского государства, однако постепенно оно начало приходить в упадок.
Метеор в переводе с древнегреческого означает «небесный», «парящий в воздухе». Удивительное чудо природы - гигантские сталагмитовые скалы, взметнувшиеся в небо, появились как подарок монахам, стремящимся приблизиться к Богу. Фантастический пейзаж Фессалии, несомненно, одно из самых захватывающих мест мира, а монастыри Метеоры - наиболее яркая достопримечательность Греции.
Крупнейший монастырский комплекс Греции состоял из 24 монастырей, расположенных на вершинах скал, достигающих свыше 600 метров в высоту. Монашеский центр процветал до XVII века, ныне сохранилось только шесть действующих православных монастырей.
Мифы и факты
История монашеской общины Метеоры начинается в IX веке, когда в пещерах скал поселились отшельники. По воскресеньям и праздникам они собирались для совместной молитвы и трапезы. С увеличением числа монахов были построены первые два скита Дупиани и Стаджи. Их основание положило начало монашескому «государству» Метеора.
Когда в XIII веке начались нашествия в Грецию крестоносцев и завоевателей с соседних государств, отвесные скалы Метеоры стали надежной защитой монахам. В 1334 году монах Афанасий (Метеорский) на скале высотой 613 метров основал монастырь «Преображения Господня» или «Великий Метеор», ставший главным и самым знаменитым строением комплекса. Согласно легенде, именно Афанасий дал этим скалам название «Метеоры». Он также ввел строгие правила поведения в сообществе, в том числе исключение женщин из общины.
К XVI веку в Метеорах насчитывалось уже больше двадцати монастырей. Но спустя столетие монашеское движение начало приходить в упадок, и на сегодняшний день сохранилось всего четыре действующих мужских монастыря: «Преображения» (Великий Метеор), «Варлаама», «Святого Николая Анапавсаса», «Святой Троицы» и два женских: «Русану» (святой Варвары), «Святого Стефана». Другие либо превратились в руины, либо полностью исчезли.
Что посмотреть
К каждому монастырю ведет хорошая асфальтированная дорога и каменные ступеньки, что сделало их доступным и популярным туристическим центром. Слева от дороги, у подножия Метеоры, стоит скит Дупиани и часовня Девы (XII век). Рядом находятся разрушенные монастыри.
Монастырь «Святого Николая Анапавсаса» (XVI в) расположен на узкой скале, что вынудило монахов разместить храмы и кельи на нескольких уровнях, похожих на лабиринт. Стены храма украшают прекрасно сохранившиеся фрески Феофана, известного критского иконописца.
В шести километрах дорога разветвляется на юг и север. Справа находится монастырь «Русану», расположенный значительно ниже других строений Метеоры. Он был построен в 1288 году и отреставрирован в 1545 году как женский монастырь святой Варвары. Храм содержит фрески критской школы (XVI в).
Южная дорога ведет в монастырь-музей «Святого Стефана» (XIV в) - самый богатый в метеорском комплексе, расположенный на особенно красивой скале, возвышающейся над городом Каламбака. Крутое ущелье отделяет вершину от основной горы. Единственный доступный вход – подвесной мост длиной 8 метров. Здесь обучают иконографии и открыта экспозиция монастырских реликвий.
Вернувшись на перекресток и поднявшись 195 шагов на север вы попадете в монастырь «Варлаама». Его построили в 1518 году братья Феофан и Нектарий, сыновья богатой семьи, на месте старого строения отшельника Варлаама. Часовня Всех Святых щедро украшена фресками Франгоса, критского живописца, мозаиками из слоновой кости и перламутра. В трапезной открыт музей древних рукописей.
Дорога заканчивается у стен «Великого Метеора» - крупнейшего и самого высокого из монастырей Метеоры. Раньше для входа использовалась плетеная лестница. В 1922 году в скале прорубили 115 крутых ступеней, но сеть до сих пор используется для подъема провизии. Великий Метеор неоднократно достраивался и расширялся. Иоасаф, последний сербский царь, возвел Преображенский собор и украсил его ценными иконами. В бывшей трапезной открыт музей монастырских драгоценностей и редких книг.
Не менее живописный вид имеет самый популярный монастырь Мон-Сен-Мишель во Франции, или Леринское аббатство недалеко от побережья Канн. А в Санкт-Галлен в Швейцарии вы найдете захватывающую историю на каждом шагу.
Крупнейший монастырский комплекс Греции состоял из 24 монастырей, расположенных на вершинах скал, достигающих свыше 600 метров в высоту. Монашеский центр процветал до XVII века, ныне сохранилось только шесть действующих православных монастырей.
Мифы и факты
История монашеской общины Метеоры начинается в IX веке, когда в пещерах скал поселились отшельники. По воскресеньям и праздникам они собирались для совместной молитвы и трапезы. С увеличением числа монахов были построены первые два скита Дупиани и Стаджи. Их основание положило начало монашескому «государству» Метеора.
Когда в XIII веке начались нашествия в Грецию крестоносцев и завоевателей с соседних государств, отвесные скалы Метеоры стали надежной защитой монахам. В 1334 году монах Афанасий (Метеорский) на скале высотой 613 метров основал монастырь «Преображения Господня» или «Великий Метеор», ставший главным и самым знаменитым строением комплекса. Согласно легенде, именно Афанасий дал этим скалам название «Метеоры». Он также ввел строгие правила поведения в сообществе, в том числе исключение женщин из общины.
К XVI веку в Метеорах насчитывалось уже больше двадцати монастырей. Но спустя столетие монашеское движение начало приходить в упадок, и на сегодняшний день сохранилось всего четыре действующих мужских монастыря: «Преображения» (Великий Метеор), «Варлаама», «Святого Николая Анапавсаса», «Святой Троицы» и два женских: «Русану» (святой Варвары), «Святого Стефана». Другие либо превратились в руины, либо полностью исчезли.
Что посмотреть
К каждому монастырю ведет хорошая асфальтированная дорога и каменные ступеньки, что сделало их доступным и популярным туристическим центром. Слева от дороги, у подножия Метеоры, стоит скит Дупиани и часовня Девы (XII век). Рядом находятся разрушенные монастыри.
Монастырь «Святого Николая Анапавсаса» (XVI в) расположен на узкой скале, что вынудило монахов разместить храмы и кельи на нескольких уровнях, похожих на лабиринт. Стены храма украшают прекрасно сохранившиеся фрески Феофана, известного критского иконописца.
В шести километрах дорога разветвляется на юг и север. Справа находится монастырь «Русану», расположенный значительно ниже других строений Метеоры. Он был построен в 1288 году и отреставрирован в 1545 году как женский монастырь святой Варвары. Храм содержит фрески критской школы (XVI в).
Южная дорога ведет в монастырь-музей «Святого Стефана» (XIV в) - самый богатый в метеорском комплексе, расположенный на особенно красивой скале, возвышающейся над городом Каламбака. Крутое ущелье отделяет вершину от основной горы. Единственный доступный вход – подвесной мост длиной 8 метров. Здесь обучают иконографии и открыта экспозиция монастырских реликвий.
Вернувшись на перекресток и поднявшись 195 шагов на север вы попадете в монастырь «Варлаама». Его построили в 1518 году братья Феофан и Нектарий, сыновья богатой семьи, на месте старого строения отшельника Варлаама. Часовня Всех Святых щедро украшена фресками Франгоса, критского живописца, мозаиками из слоновой кости и перламутра. В трапезной открыт музей древних рукописей.
Дорога заканчивается у стен «Великого Метеора» - крупнейшего и самого высокого из монастырей Метеоры. Раньше для входа использовалась плетеная лестница. В 1922 году в скале прорубили 115 крутых ступеней, но сеть до сих пор используется для подъема провизии. Великий Метеор неоднократно достраивался и расширялся. Иоасаф, последний сербский царь, возвел Преображенский собор и украсил его ценными иконами. В бывшей трапезной открыт музей монастырских драгоценностей и редких книг.
Не менее живописный вид имеет самый популярный монастырь Мон-Сен-Мишель во Франции, или Леринское аббатство недалеко от побережья Канн. А в Санкт-Галлен в Швейцарии вы найдете захватывающую историю на каждом шагу.