Главная » Статьи » История городов » История городов России

История города Брянск
История города Брянск
Город Брянск основан в 985 году как укреплённое поселение на правом высоком берегу Десны. Впервые о нем упоминается в Ипатьевской летописи в 1146 году как о населенном пункте под названием Дебрянск - здесь укрывался новгород-северский князь Святослав Ольгович во время междуусобиц с черниговскими князьями. Название Дебрянск связывают с дремучими, труднопроходимыми лесами - дебрями, окружавшими город в древности.

После разгрома Батыем Черниговского княжества в 1246 г. сюда, под защиту лесов и городских укреплений, были перенесены из Чернигова дворы князя и епископа. В летописи под 1256 г. Дебрянск упоминается как переданный во владение черниговскому князю Роману Михайловичу, при котором он становится стольным городом удельного княжества.

В 1356 г. Брянское княжество было завоевано Великим княжеством Литовским, под властью которого находилось почти полтора века. С 1503 г., после возвращения северной части Брянского княжества в состав Москвоского государства, Брянск (так его называют с конца 15 в.) становится важным городом-крепостью на юго-западных рубежах Руси. Его оборонительные сооружения в это время представляли собой систему укреплений, в которую входили высокие валы с двойным рядом деревянных стен, 15 боевыми башнями и глубоким рвом.

В начале 17 в. Брянск становится ареной борьбы русских войск с польскими интервентами.

В петровскую эпоху были изданы указы, направленные на подъем промышленности и торговли в городе. Во время азовских походов Петра I, войн со Швецией и Турцией город стал базой снабжения русских войск. В период Северной войны по указу Петра крепость в последний раз привели в боевую готовность. Вся территория Покровской горы была обнесена валами, образовавшими третью линию укреплений. У подножия Покровской горы, на участке вдоль Московской дороги, на территории бывшей Затинной слободы были сооружены первые здания основанного здесь в 1707 г. Арсенала. В 1708 г. Брянск был приписан к Белгородской провинции Киевской губернии, а в 1719 г. - к Севской провинции Белгородской губернии. Перепись 1718 г. отметила в Брянске 44 двора священнослужителей и монастырских слуг (139 мужчин и 152 женщины), 20 дворов подьячих, 140 дворов посадских людей (390 мужчин и 380 женщин), 32 двора пушкарей, 126 солдатских дворов, 43 двора ямщиков.

В 1779 г. Брянск становится уездным городом Орловской губернии со своим гербом, отмечающим заслуги в производстве оружия и защите государства: "В золотом щите, на красном поле, золотая мортира, с положенными по сторонам пирамидами бомб".

Вторая половина 19 в. характеризуется высокими темпами экономического развития, ростом торговли и производства. Брянск становится центром металлообрабатывающей промышленности, в нем строятся также текстильные и канатные фабрики. Возникают промышленные пригороды - современные Володарский и Фокинский районы. В 1868 г. через Брянск прошла Орловско-Витебская железная дорога. По данным 1881 г., протяженность Брянска с севера на юг равна 4 верстам, в городе 81 квартал, 4 площади, один монастырь, 13 церквей.

К 1917 г. в городе с населением 30 тыс. человек насчитывалось 100 каменных домов, 17 церквей, свыше 50 промышленных предприятий. Застройка состояла в основном из одно-двухэтажных домов усадебного типа. Наиболее значительными из промышленных комплексов были Арсенал и спиртозавод, частную промышленность города представляли канатные фабрики купцов Мартынова и Гридиных.

В период с 1917 по 1941 г. Брянск значительно вырос, превратился в крупный промышленный центр. В 1929 г. после упразднения Орловской губернии Брянск был причислен к Западной области, а с 1937 г. включен в состав вновь образованной Орловской области. В Великую Отечественную войну Брянск сильно пострадал в период оккупации, который продолжался с 6 октября 1941 г. по 17 сентября 1943 г. В годы войны в Брянских лесах действовало около 60 тыс. партизан. В 1944 г. город становится областным центром и специальным поставовлением Правительства от 1 ноября 1945 г. включается в число 15 исторических городов, подлежащих восстановлению.

В 1956 г. в состав Брянска вошел город Бежица, основанный в 19 в. при рельсопрокатном, железоделательном, сталелитейном и механическом заводе (ныне - Брянский машиностроительный завод). В конце 19 в. здесь выпускалась треть всей выплавляемой в России стали.

Архитектура
К древнейшим улицам Брянска относятся улицы Покровская Гора и Февральская, огибавшая ранее крепость и спускавшаяся к "житному городу". Улица Калинина (бывшая Москвовская) объединяет все части старого Брянска. Район между оврагами Верхний и Нижний Судок выделен как памятник градостроительства периода классицизма. Благодаря изрезанности береговой линии в пределах старого города сохранилась живописность прежней дорегулярной планировки. Улицы здесь следуют изгибами берега или расположены на склонах, наиболее крутые участки которых снабжены лестничными сходами. Сохранившаяся застройка - невысокая, усадебная, поэтому большую роль в панораме старой части города по-прежнему играют вертикали сохранившихся церквей - Воксресенской, Введенской и Спасо-Гробовской в районе просп. Ленина, Покровской и Горне-Никольской в районе Покровской Горы, Тихвинской в районе улицы Калинина.

Панорама старого Брянска особенно хорошо воспринимается с левого равнинного берега. Значительные искажения в силуэт верхнего яруса центра города внесли постройки 1970-х годов: гостиница на месте Петропавловского монастыря и четырехэтажные дома на бровке коренного берега. Закрепляя планировочную структуру эпохи классицизма, облик общегородского центра формирует 4-5-этажная застройка 1920-30-х, 1950-х гг. и последних лет.
Категория: История городов России | Добавил: Andrey (19.10.2011)
Просмотров: 1182 | Комментарии: 1 | Теги: завод, брянск, люди, брянская, Подробная, город, история, Ахитектура, Крепость | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]