Главная » Статьи » История городов » История городов России

История города Пенза

История Перми

Основана в 1723 году.

С 1734 года административный центр Пермского округа.

В 1780 году Пермь объявлена главным городом губернии.

В 1916 году в Перми отрыт первый на Урале государственный университет.

В XVII веке на реке Ягошихе при впадении её в Каму поселились русские люди. Поселение своё они назвали по имени протекавшей вблизи реки. Оно упоминается в переписных книгах воеводы Прокопия Елизарова за 1647 год, а в отказных книгах на Строгановские вотчины за 1692 год это селение уже называется деревней Ягошихой.

Великим праведником, распространителем христианства, крестившим многочисленных пермских язычников, стал Стефаний Пермский, причисленый Русской православной церковью к лику святых.

При реформаторе Петре I, ведшем активную внешнюю политику, требовалось много металла: железа, меди и серебра. В Сибирь за Урал постоянно уходили разведывательные экспедиции на поиски новых месторождений. В местах, где их находили, вскоре вставали заводы. Некоторые из них со временем превращались в города. Медистые песчаники, из которых плавили медь, были найдены рядом с Ягошихой. Здесь решили ставить новый медеплавильный завод. Предварительную разработку и выбор места осуществил географ, историк и горный деятель Василий Никитич Татищев, направленный на Урал по распоряжению Берг-коллегии. В мае 1723 года началось строительство завода, названного Ягошихинский. Ягошиху перегородила плотина, образовав пруд для нужд завода, который уже в 1724 году начал давать металл.

В дальнейшем в округе выстроили другие заводы, среди которых ягошихинский занял центральное положение. В заводском посёлке, где жило всё горное начальство Пермского края, построили здания администрации. Отсюда руководили всей горной промышленностью этого обширного района. Ягошихинский завод и дал начало городу Перми. Датой рождения города стал год начала строительства завода - 1723-й.

Завод проработал 65 лет. За это время медные месторождения истощились. Завод закрыли, но заводской посёлок рос и развивался. Уже в 1734 году он становится официальным административным центром Пермского горного округа. Расположение на перепутье важных дорог весьма выгодно отличало посёлок от прочих мест. Караваны с медью и железом с уральских заводов шли по единственному водному пути реки Чусовой и далее по Каме и Волге. Они останавливались на Ягошихинской пристани, где заменяли такелаж, обновляли команды, пополняли запасы провизии. Здесь же чусовские лоцманы менялись с камскими. Всё это делало Ягошиху важной этапной пристанью большого водного пути с Урала в центр России. Ягошиха была также перевалочным пунктом на сухопутной дороге из центральных областей России в Екатеринбург и далее на восток. По ней шли товары для всей Сибири.

Это сделало Ягошиху административным центром новообразованного наместничества. В 1780 году Екатерина II подписывает указ, который гласит: "Уважая выгодность положения Ягошихинского завода и способность места сего для учреждения в нём губернского города, предписываем город губернский для Пермского наместничества назначить на сем месте, наименовав оный Пермь".

Официальное "открытие" города состоялось в 1781 году и проходило в торжественной обстановке, при большом стечении народа, с пушечной пальбой и колокольным перезвоном. Первые годы своего существования центр губернии Пермь мало напоминал город. В ненастную погоду городские улицы превращались в непроходимую грязь, все строения, от особняков крупных чиновников, тяжеловесных приземистых домов купечества до хибар городской бедноты были деревянными, да и размерами этот город больше напоминал деревню, чем губернский центр.

В 80-е годы XVIII века "сообразно высочайше утверждённому городскому плану" в Перми началось активное строительство, которое за 30 лет кардинально изменило её облик. В лесу, окружавшем бывший заводской посёлок, прорубались широкие просеки, ставшие улицами города, центр Перми сформировали вокруг площади Петропавловского собора, были построены казённые здания для наместника, губернатора, вице-губернатора, присутственных мест, а также квартиры для чиновников. Писатель Н. Мельников-Печёрский, работавший преподавателем в Пермской гимназии, оставил о городе следующие воспоминания: "Пермь построена правильнее Нью-Йорка. Ровные большие кварталы, прямое и параллельное направление улиц бросаются в глаза при первом взгляде". В губернский город к тому времени приехали на жительство многочисленные купцы, а сама Пермь стала резиденцией местного чиновничества, торговым центром и важным речным портом, "с берегов которого знатное количество судов с разными припасами отправлялось". Купеческое предпринимательство и широкие торговые связи развивали экономику всей губернии. Об этом свидетельствовали растущие обороты на ярмарках, создание сети торговых заведений, открытие представительства иностранных фирм. Уральское железо огромными потоками шло через Пермь за границу, прежде всего в Англию.

Окраинное положение Перми в европейской части России с конца XVIII и весь XIX век использовали как место ссылки неугодных подданных. Здесь жили в ссылке М. Сперанский, А. Герцен, В. Короленко, участники польского восстания 1830 года.

В начале XIX века рост Перми несколько замедлился из-за начавшегося застоя в горной промышленности Урала. Созданное пароходство на Каме в середине века вновь усилило значение Перми как города, расположенного на торговых путях из европейской России в Сибирь. В навигацию 1851 года по Каме уже курсировало 11 пароходов, а ещё через семь лет начались регулярные пассажирские рейсы Пермь - Нижний Новгород. В 1866 году открылась пассажирская линия от Перми до Чердыни, и во время навигации по Каме ходило уже 43 парохода. В городе возникают судостроительные заводы. В 1846 году здесь создаётся Пермское пароходное общество, построившее буксир "Пермь". В последующие годы возникают и другие пароходные компании, а в 1858 году в устье речки Данилихи строят механический и литейный заводы, на которых делаются речные буксиры. Речные паровые суда строили и на литейно-механическом заводе пароходчиков братьев Каменских. Кроме судостроительных предприятий, в городе появились и другие заводы. К примеру, фосфорный завод Тупицына очень скоро вытеснил с рынка привозной английский фосфор и стал сам экспортировать свою продукцию. На берегу Камы появляются деревообрабатывающий, кожевенный, салотопенный, мыловаренный, пивоваренный и водочный заводы. С расширением производства на чугунолитейных и механических заводах Пермь становится всё более крупным центром металлообработки. её экономическое значение ещё более возрастает с проведением в 1874 году Уральской железной дороги.

Строительство в Перми заводов и фабрик вызвало приток рабочей силы, за счёт которой увеличилось население города. В начале XIX века в Перми проживалось около четырёх тысяч человек, а к концу его число жителей возросло до 28 тысяч. Всё это сказалось на изменении облика города. На месте снесённых частных домов выросли здания вокзала и железнодорожного управления. Появились новые жилые кварталы, улицы покрылись булыжной мостовой, выросло много каменных зданий, начал работать водопровод. В 1901 году в Перми была построена электростанция, одна из первых городских электростанций в России.

Пермь была хорошо развитым культурным городом Урала. В 1870 году здесь открылся оперный театр, хотя впервые музыкальный спектакль в городе был показан ещё в 1806 году, а в 1821 году состоялось театральное представление, которое дали актёры промышлленников Всеволожских и Строгановых. По инициативе городской интеллигенции в Перми открывается Научно-промышленный музей. В конце XVIII века здесь начинает работу первое низшее народное училище, Российская градская пермская школа, занятия в которой вёл один учитель. К началу XX века в Перми уже насчитывалось более 20 средних образовательных учреждений. а в 1916 году был основан первый на Урале Пермский государственный университет.

Категория: История городов России | Добавил: Andrey (13.11.2011)
Просмотров: 687 | Комментарии: 1 | Теги: история, дата основания, История города, приволжский округ, Урал, пермь, город | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]