Главная » Статьи » История городов » История городов России

История города Краснодар
История города Краснодар

Основан в 1793 году.

В первой половине XIX века Екатеринодар - главный военный форпост России на Черноморской кордонной линии. С 1860 года Екатеринодар - административный центр. В 1867 году город получает свой герб. В 1880 году в Екатеринодар приходит железная дорога.

Город Екатеринодар основан в 1793 году потомками запорожских казаков. Они переселились на плодородные кубанские земли по повелению Екатерины II после присоединения Западного Предкавказья к России в результате побед в русско-турецких войнах второй половины XVIII века. Поначалу это был просто военный лагерь. Его постоянно укрепляли и превратили в крепость. Она имела вид четырёхугольника, внутри которого казаки соорудили по старому запорожскому образцу сорок куреней, обнесённых валом и рвами. Сами курени располагались вокруг деревянной соборной Святотроицкой церкви, перевезённой с Буга на Кубань в разобранном виде. С трёх сторон Екатеринодар имел естественную защиту: крутой уступ на востоке, болото на севере и реку Кубань на западе.

Несмотря на то, что о Екатеринодаре в первые годы существования города писали, что "построен он дурно и неправильно. на болотистой местности, а потому облик его неказист", заселение города шло достаточно быстро. Если в начале 1794 года здесь было построено только 29 домов и 75 хат при населении менее чем в 600 человек, то к 1802 году домов уже насчитывалось 600 и население увеличивалось до шести тысяч жителей. Помимо казачества, которое с Украины переселяло российское правительство, в Екатеринодар потянулись крестьяне из центральных губерний России. Но вскоре рост жителей города практически прекратился из-за указа, запрещавшего крестьянам, "пришлым и иногородним людям, то есть не казакам", приобретать в городе земли и недвижимость. Рост населения также сдерживали и тяготы Кавказской войны, очень мешавшей нормальному развитию города.

В первой половине XIX столетия Екатеринодар действительно имел убогий вид, хотя, пока шла Кавказская война, он более полувека оставался передовым и главным военным форпостом России на Черноморской кордонной линии. О его военном значении говорили въездные ворота, охранявшиеся круглосуточно, да проходивший через Екатеринодар военный "Ставропольский шлях", который соединял города Ростов и Ставрополь. Кстати сказать, это была единственная хорошая дорога в городе. Большинство жилых строений Екатеринодара составляли хаты-мазанки и небольшие одноэтажные деревянные дома. После дождей улицы покрывали большие лужи и грязь, передвигаться по ним можно было с большим трудом. Мужчины предпочитали ездить верхом, а в коляски впрягали лишнюю пару лошадей. Из-за грязи и свалок в черте города, распространявших мошкару, жители часто страдали от малярии. Единственная аптека выдавала лекарства только казакам действительной службы.

В 1860 году в связи с преобразованием Черноморского казачьего войска в Кубанское, и с образованием Кубанской области, Екатеринодар становится административным центром. А ещё через семь лет он полностью преобразуется в гражданский город Российской империи и получает свой герб. В Екатеринодаре учреждают городское управление и городскую думу. Казакам, пожелавшим остаться здесь на поселение, выдают разрешение приписаться к мещанскому сословию. Крестьянству и "иногородним" дозволяют приобретать здесь земли и недвижимость. Не стоит забывать также, что в 1864 году закончилась Кавказская война. В Екатеринодар сразу же потянулись переселенцы, и за 20 лет город увеличился на 50 тысяч жителей. Постепенно начал благоустраиваться городской центр, мостить городские улицы. В Екатеринодаре появились небольшие фабрики и кустарные мастерские, первые гимназии, больницы, частные магазины.

После проведения в 1880 году железной дороги Тихорецк-Екатеринодар-Новороссийск город превратился в крупный торгово-промышленный центр. Сначала это были традиционные для юга России салотопенные, кирпичные, гончарный, винокуренный и кожевенные заводы. Затем возникают мукомольные и маслобойные предприятия, заводы по переработке сельскохозяйственных продуктов. К концу столетия в Екатеринодаре заработали первые предприятия по металлообработке, в дальнейшем ставшие основой экономики города. Увеличивается удельный вес торговли хлебом и табаком, выращивание которых распространилось по всей Кубани. В городе начинают проводиться ежегодные ярмарки. Главный предмет торга - лошади, рогатый скот, овцы, кожи и рыба. В Екатеринодаре создают казённый сад для поощрения развития садоводства. Сад этот имел до 30 тысяч виноградных лоз и 20 тысяч фруктовых деревьев.

К началу XX столетия Екатеринодар был соединён железнодорожными линиями с портами Чёрного и Азовского морей, став железнодорожным центром всей Кубани.

В самом городе начали ходить трамваи. Возросло число образовательных учреждений, в том числе и высших, стали издаваться городские газеты. По официальным данным, в то время в Екатеринодаре действовало 125 фабрик и заводов, а население города превысило 150 тысяч человек.
Категория: История городов России | Добавил: Andrey (02.11.2011)
Просмотров: 992 | Комментарии: 3 | Теги: краснодар, история, дата основания, Росия, город | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]