Главная » Статьи » История городов » История городов Украины

История города Донецк
История возникновения города Донецка

Еще в XVII веке на территории будущего города Донецка запорожские казаки основали слободу Александровка, Алексеевка, Авдотьино, Григорьевка, хутор Овечий. Их жители наряду с земледелием занимались "копанием земляного уголья". Жители слободы занимались земледелием и "копанием земляного уголья" (горючего камня) для местных нужд.

В 1696г. о горючий камень узнал Петр I, возвращаясь из Азовского похода и ему принадлежит пророческое высказывание: "Этот минерал, если не нам, так нашим потомкам, зело полезен будет".

Вблизи Бахмута (Артемовск) добыча угля велась уже с 1724 г., работали 150 шахтеров, угля шло в кузнице завода солеварни.

Изучение Донецкого каменноугольного бассейна велось горными инженерами Царской России еще со времен Петр I.

Горный инженер Е.П. Ковалевский впервые использовал термин "Донецкий кряж" и в 1829 г. дал описание Донецкого каменноугольного бассейна, охватившее площадь до 18 тыс. верст и создай первую геологическую карту края.

В верховье реки Кальмиус, где ныне расположен город Донецк, были обнаружены значительные залежи каменного угля и небольшие шахты появились в начале XIX века. В 1841 г. заработала первая большая рудник Александровский.

Официальной датой рождения города Донецка считается лето 1869 г., когда началось строительство металлургического завода. Для строительства металлургического завода было создано Новороссийское общество. Руководителем и основателем Новороссийского общества был англичанин Джон Юз (годы жизни - 1814-1889).

Угля и речная вода были рядом, железная руда - тоже недалеко, в районе Каракуба, камень-известняк - возле села Еленовка. Поэтому учредители Новороссийского общества каменноугольного, железного и рельсового производства и общества железнодорожной ветки от Харьковско-Азовской линии выбрали это место для постройки металлургического завода.

Джон Юз, заключив договор с правительством Царской России на образование Новороссийского общества каменноугольного, железного и рельсового производства, летом 1869 года прибыл на берега реки Кальмиус вместе с четырьмя сыновьями и построил кузницу для изготовления мелкого оборудования и инвентаря для будущего завода. Кузница стала первым подсобным цехом металлургического завода.

Наряду со строительством возник поселок, который слился с шахтерским поселением Александровский рудника и был назван Юзовка по имени англичанина Джона Юза, управлявший делами.

Летом 1870 г. по Англии в Украину на восьми грузовых кораблях было привезено оборудование и инструменты для металлургического завода Джона Юза. Также приехали около сотни специалистов - металлурги и шахтеры из Южного Уэльса.

Джон Юз начал плавку уже в 1870г., А действительно хороших результатов достиг 1872 г., когда первая доменная печь дала чугун. В сентябре 1873 года Юзовский завод стал работать по законченному циклу. Прибыль завод начал приносить через десять лет работы.

В 1872 году началось движение по железнодорожной линии Константиновка - Ясиноватая - Юзовка - Еленовка, в дальнейшем доведенной до Мариуполя. Она соединила завод и рудники с уже действующей магистралью Донбасса, что вызвало подъем промышленного производства. Сооружаются машиностроительный и чугунолитейный заводы, ремонтные мастерские, шахты.

В 1899 г. в период промышленного подъема на юге России работало 17 металлургических предприятий, среди них завод Юза, который назывался Новороссийское общество каменноугольного, железного и рельсового производства, был самым большим.

В 1899 году металлургическое производство составило 17,7 млн. пудов чугуна, на заводе работало более 7 тыс. человек. На территории поселка действовало 9 рудников, где работали около 2 тыс. рабочих, за год было добыто 99,2 млн. пудов угля. Станции Юзово, Мандрыкино Рутченково, Мушкетово, Судьба связывали шахты и заводы с центральными районами России.

Увеличивалась и численность населения Юзовки. В 1884 г. году здесь проживало 5494, а в 1897 г. году уже более 23 тыс. человек. Поселок Юзовка делилась на две части: южную - заводскую, и северную. В южной части располагались заводские здания, депо, больница, школа, телеграф. Рядом располагалась обустроена английская колония с мощеными улицами, тротуаром и электричеством. В северной части Юзовке - Новом свете - на месте нынешнего Центрального универмага было рабочее поселение с одно-двухэтажными зданиями, бараками, корчмами, гостиницей "Британия" и базаром. В северной части также был построен Спасо-Преображенский собор. Рабочие жили в бараках и казармах рядом с заводом и шахтами, а также самостоятельно построенных саманных домах.

Гостиница "Великобритания была построена в 1883 г.. В 1891 г. к двухэтажного здания отеля надстроили третий этаж. Отель функционирует и сейчас.

В мае 1917 г. в поселении Юзовка насчитывалось около 70 тыс. жителей и ему присвоен статус города.

В январе 1918 г. началась национализация предприятий Новороссийского общества. 3 января 1920 в городе окончательно установили Советскую власть.

Летом 1920 г. было введено деление Донецкой губернии на районы, а в декабре 1920 г. - на уезды. Юзовка стала уездным городом. Губернским городом сначала был Луганск, а позже Бахмут (Артемовск).

8 марта 1924 на пленуме Юзовский облисполкома было приняты решения о переименовании г. Юзовки в г. Сталин, Юзовский округа - в Сталинский: "Исполком считает, что символом, характеризующим нашего великого вождя тов. Ленина - будет" Сталь "и решил найменовуваты г. Юзовку - городом Сталиным, а округ и завод Сталинскими ".

С 1924 г. город стал называться Сталин, железнодорожная станция - Сталино. В 1929-1931 г.г. город переименовали в Сталино. И в июле 1932 г. город стал центром Донецкой области.

В 1938 г.. Донецкую область разделили на Ворошиловградскую и Сталинскую. Город Сталино (нынешний Донецк) стал центром Сталинской области.

Название Донецк город Сталино получило в 1961 г.. В апреле 1978 г. численность населения города превысила 1 млн.

К началу 70-х годов в городе осуществили грандиозную программу озеленения, задуманную еще в 50-е годы первым секретарем обкома партии Владимиром Дегтяревым. В 70-80-е годы город Донецк называли городом миллиона роз.

Промышленное развитие

Новый толчок развитию Донецкий край получил, когда на его территории были найдены залежи каменного угля. В 1820 году уголь был обнаружен возле Александровки и появились первые мелкие шахты. В 1841 году по приказу генерал-губернатора Михаила Семеновича Воронцова были построены три шахты Александровского рудника, где трудились 76 вольнонаемных рабочих. В середине 50-х годов XIX века шахта давала 400-500 тысяч пудов угля в год. Правительство Российской империи заключило договор с князем Сергеем Викторовичем Кочубеем, согласно которому он обязался построить на юге России завод для изготовления железных рельсов, князь в 1869 году за 24000 фунтов стерлингов продал концессию английскому предпринимателю Джону Юзу. Юз начинает строительство металлургического завода с рабочим поселком в районе села Александровка. Для разработки угля он основывает «Новороссийское общество каменноугольного, железного и рельсового производств».

Летом 1869 года Юз поселился на хуторе овечьем на берегу Кальмиуса и устроил во дворе кузницу, которая была первым подсобным цехом. Из Англии в Таганрог и Мариуполь на кораблях прибывали материалы и оборудование. К месту их доставляли гужевым транспортом. Возникшее селение было названо Юзовка. 24 января 1872 дали первый чугун, а в начале 1873 предприятие стало работать с законченным металлургическим циклом. Начали работать сталеплавильные печи, начался прокат рельсов. В 1874 году Новороссийское общество насчитывало более 1800 рабочих. По производству металла завод вышел на первое место в стране. Он положил начало большой металлургии южного промышленного района. Строились большие ремонтные мастерские, хлебопекарни, мыловаренные заводы, типографии. В Юзовке в 1870 году проживало 164 человека, а в 1884 году - 5 494 человека. В 1897 году - 29 тысяч человек.

Дореволюционная Юзовка распределялась на две части: Южную (Заводскую), где размещались заводские сооружения, депо, телеграф, небольшая больница и школа. Несколько в стороне находилась так называемая Английская колония - в благоустроенных, утопающих в зелени и цветах коттеджах жили управляющие и инженеры, мастера и служащие Новороссийского общества. Улицы здесь имели тротуары и замощения, были электричество и водопровод; Северную часть, или Новый Свет (район нынешнего Центрального универмага) - по названию базара и первого юзовского трактира. В Новом Свете проживали торговцы, ремесленники, чиновники. Наиболее заметными и красивыми зданиями в северной части Юзовки были: Преображенский собор (разрушен в 30-х годах XX века), Коммерческое училище (ныне 2-й корпус ДонНТУ по улице Артема, 58), Братская школа (улица Челюскинцев, 49), отель «Великобритания». Для обеспечения оборудованием угольной промышленности в 1889 году южнее Юзовки был сооружен машиностроительный и чугунолитейный завод Боссе и Геннефельда (теперь это крупный Донецкий машиностроительный завод). Тогда же организована мастерская по ремонту горношахтного оборудования - ныне Рутченковский машиностроительный завод горного оборудования. В начале 1917 года, когда в поселке насчитывалось около 70 тысяч жителей, его перевели в разряд городов. В то время в Юзовке было всего два трехэтажных здания - гостиница «Великобритания» и Братская школа.

Развитие города в 20-30 годы 20 века

В 1923 году Юзовка стала окружным центром. В 1924 году Юзовка была переименована в Сталино. Число жителей города - 63 708, а в 1925 году 80 085 человек, а уже 17 декабря 1926 года - 174000 человек. Первый трамвай, связавший центр города с железнодорожным вокзалом, начал работать 15 июня 1928, а с 1931 года появился первый и единственный на то время автобус.

В 1926 году на базе горного техникума основан горный институт (ныне Донецкий национальный технический университет), в 1930 году открыт Донецкий медицинский институт (ныне Донецкий национальный медицинский университет). В 1928 году создан драматический театр. В 1937 году создан педагогический институт - ныне Донецкий национальный университет. Город не имел питьевого водопровода к 1931 году, когда было проложено его первые 55,3 км. В 1933 году были построены первые 12 км канализационной сети. В 1934 году началась эксплуатация первого городского газопровода коксового газа бытового назначения. В 1932 году заложен Центральный парк культуры и отдыха имени Постышева (сейчас - имени Щербакова), а в 1936 году началось строительство театра оперы и балета, открытие которого состоялось накануне Великой Отечественной войны. В январе 1936 года на улицах Сталино появились первые 5 машин такси марки «ГАЗ», в том же году введена в действие первая автоматическая телефонная станция машинной системы на 400 номеров. В ноябре 1939 года в Сталино на маршрут вышел первый троллейбус («ДМЗ-Студгородок»).

В июле 1932 года город стал центром созданной Донецкой области. Население города стремительно увеличивалось, так в 1937 году здесь проживало 246 тыс. человек, в 1939 - 466 тыс., а в 1940 - 507 тыс. К 1941 году в городе находилось 223 предприятия союзного и республиканского подчинения, 54 - местные и кооперативные промышленности, шахты давали 7 процентов общесоюзной добычи угля, заводы - 5 процентов стали и 11 процентов кокса. В 1940 году шахтеры выдавали на-гора 10,2 миллиона тонн угля, металлурги произвели 300000 тонн чугуна, 500000 тонн стали и около 40000 тонн проката. Но вероломное нападение фашистских захватчиков приостановило бурное развитие города.

Донецк в годы Великой Отечественной войны

В августе 1941 года из жителей Сталино была сформирована 383 шахтерская стрелковая дивизия, которая вместе с другими воинскими подразделениями вела оборонительные бои за Донбасс. Также дивизия участвовала в сражениях от Сталинграда до Берлина и была награждена орденами Суворова 2 степени и Красной Звезды. В октябре 1941 года начинается эвакуация предприятий. Они вывозятся в Карагандинскую область, на Урал, в город Карпинская Свердловской области. В эвакуации предприятия занимаются производством военной техники. 20 октября 1941 итальянские и немецкие войска вошли в город Сталино. На территории Сталино в годы оккупации существовало еврейское гетто, в котором погибли 3000 еврейских семей, 3 концентрационных лагеря, в которых было убито 92 тысячи человек. На территории Дворца культуры металлургов и прилегающих к нему территориях было создано концлагерь для советских военнопленных, в котором содержалось более 25 тысяч человек. Умерших хоронили в парке у Дворца культуры металлургов. Сейчас на этом месте стоит монумент «Жертвам фашизма».

В городе была введена система коллективной ответственности. За убийство немецкого военнослужащего расстреливали 100, а за полицейского 10 местных жителей. Шурф шахты № 4-4 бис «Калиновка» стал местом казни и братской могилой. С 365 метров глубины ствола шахты 310 метров были завалены трупами десятков тысяч человек. При отступлении немцы завалили ствол шахты. На месте трагедии сейчас находится мемориальный комплекс. Бои за освобождение Сталино начались 7 сентября 1943 года. Город был освобожден 8 сентября 1943 года. К началу Великой Отечественной войны население города составляло около 507 тысяч человек, а после оккупации - 175 тысяч. 8 сентября отмечается как День освобождения Донбасса.

Послевоенное развитие Донецка

После освобождения города от фашистов жители столицы Донбасса приступили к восстановлению разрушенных шахт и заводов. Нанесенный ущерб был огромен, однако в течение полутора лет большинство предприятий стали выпускать продукцию. К концу 1946 года промышленное инфраструктура города была восстановлена.

9 ноября 1961 город Сталино был переименован в Донецк (в честь реки Северского Донца). В 1961-1970 в городе построено более 4 млн. м ² общей жилой площади. Жилищный фонд к концу 1970 составил 11,7 млн. м ² общей площади. В 1963 году закончено строительство завода холодильников - ныне АО «Норд». В 1970 году вступила в действие камвольно-прядильная фабрика, в 1971 году - один из крупнейших в республике Донецкий хлопчатобумажный комбинат, в 1973 году - фабрика игрушек В 1965 году образован Донецкий научный центр Академии наук УССР. В 1970 году ЮНЕСКО признало Донецк лучшим промышленным городом мира. В апреле 1978 население Донецка превысило миллион жителей. По состоянию на 1991 год количество жителей достигло 1160,7 тыс. человек.

Современный Донецк

Сегодня Донецк - административный центр Донецкой области Украины, столица Донбасса. Он разделен на 9 разнообразных по размеру и экономическому потенциалу районов. Ныне Донецк - крупный промышленный, научный и культурный центр, имеющий большой узел железнодорожных, автомобильных и воздушных линий. Донецк известен также своими выдающимися спортсменами, научными и культурными деятелями. Общая протяженность улиц - 2500 км. Количество улиц, бульваров, проспектов - 2200. Главная улица - Артема. Самая длинная - Кирова. Количество площадей - 21. Главная площадь - имени Ленина Основные виды городского транспорта: трамваи, троллейбусы, автобусы и маршрутные такси. В городе есть: железнодорожный вокзал; аэропорт, 2 автовокзала - «Южный» и «Путиловский», 7 автостанций. Строится метрополитен. В настоящее время, активно идет строительство нового терминала аэропорта. По завершении строительства, аэропорт города может стать восточноевропейским хабом.

Всего в Донецке 5 государственных университетов, 11 институтов, 3 академии, в том числе Донецкая музыкальная академия, 14 техникумов, а также 5 частных университетов, 6 колледжей. Из них старейшие и крупнейшие учебные заведения - Донецкий национальный технический университет (1921), Донецкий национальный медицинский университет (1930), Донецкий национальный университет (1937), Донецкий национальный университет экономики и торговли им. М. И. Туган-Барановского.

Современная промышленность

Донецк занимает 2-е место в области по объемам промышленного производства (после Мариуполя) и 1-е место по темпам роста. Вместе с городом Макеевка является крупнейшим на Украине промышленным узлом. Характерной чертой хозяйственного комплекса Донецка является многоотраслевая специализация промышленности, сочетающаяся с развитым транспортным и финансовым хозяйством города.

В промышленности представлены практически все отрасли народного хозяйства, однако, удельный вес металлургии (как черной, так и цветной), угольной, химической (в том числе коксохимической) промышленности и тяжелого машиностроения наиболее высока. Наряду с традиционными отраслями тяжелой промышленности в последние годы развиваются также легкая, пищевая, деревообрабатывающая промышленность, машиностроение. Экономический потенциал города представляют 193 промышленных предприятия, 357 предприятий осуществляют внешнеэкономическую деятельность, 383 строительные организации, 1550 объектов бытового обслуживания, более 13 тысяч предприятий малого и среднего бизнеса. На промышленных предприятиях города занято более 119 тысяч человек.

Спорт

Донецк является крупным спортивным центром. В городе проводятся крупные международные соревнования: матчевые встречи Кубка Дэвиса, Лиги Чемпионов УЕФА. В сентябре 2008 года в Кировском районе города открылся Ледовый Дворец Спорта. Ежегодно, в начале апреля, проходит международная велогонка Гран-при Донецка.

Ежегодно в ДС «Дружба» проводятся международные соревнования по прыжкам с шестом «Звезды шеста», в которых неоднократно устанавливались мировые рекорды.

В городе проходят этапы Кубка Мира по конкуру Донбасс Тур. Осенью в Донецке проходит этап Кубка Европы по стендовой стрельбе. В Премьер-Лиге Украины играет ФК «Металлург» (Донецк) и ФК «Шахтер». Футбольный клуб города, донецкий «Шахтер», с 1936 г. участвует в чемпионатах Украины и СССР, становится обладателем Кубка СССР, а в 2009 году добивается своего наивысшего достижения, завоевав Кубок УЕФА (розыгрыш которого под этим названием проводился в последний раз), одолев в финале бременский «Вердер» со счетом 2:1. Летом 2009 года Донецк и Мариуполь принимали ЧЕ по футболу среди юношей. Победителями стали украинские футболисты. 29 августа 2009 состоялось открытие первого в Восточной Европе стадиона, спроектированного и построенного в соответствии с 5-звездочной аккредитации УЕФА «Донбасс Арена». Общая стоимость проекта вместе с парком, который расположился вокруг арены, составила 400 миллионов долларов. В 2010 году в Донецке на стадионе РСК «Олимпийский» состоялся XV чемпионат Европы по легкой атлетике среди полицейских. В 2011 году Донецк принял юниорский Чемпионат мира (U18) по хоккею в дивизионе II.
Категория: История городов Украины | Добавил: Andrey (23.11.2011)
Просмотров: 5406 | Теги: украина, история городов украины, История города, донецк, история донецка | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]