Главная » Статьи » История » История России

1.2. Образование Древнерусского государства и его развитие в IX — середине XII в.
Образование Древнерусского государства. К середине IX в. у восточных славян существовало два крупных прото-государственных объединения: 1) в среднем Поднепровье с центром в Киеве 2) и в Поволховье с центром в Ладоге. Они находились в той или иной степени зависимости от скандинавов — варягов, именуемых в Западной Европе норманнами, нередко и возглавлялись варяжскими князьями. Значительное скандинавское присутствие в Ладоге доказано раскопками.
Согласно «Повести временных лет», в 862 г. племена Поволховья изгнали варягов и отказались платить им дань. Но вскоре внутри этих племен начались распри, и тогда словене, кривичи, чудь, весь (последние два — угро-фин-нские этносы) отправили послов «за море к варягом, к руси» искать князя для разрешения внутренних конфликтов и защиты от шведских набегов. Предложение приняли братья Рюрик, Синеус и Трувор, севшие княжить соответственно в Новгороде, Белоозере и Избор-ске. Преемник умершего в 879 г. Рюрика Олег подчинил в 882 г. Смоленск, Любеч, а затем, убив киевских князей Аскольда и Дира, Киев. Таким образом, он подчинил весь торговый путь «из варяг в греки» (из Балтики в Черное море), объединив север и юг страны. Поэтому 882г. условно считается годом создания Древнерусского государства (или, как его часто называют, Киевской Руси). По смерти Олега власть унаследовал сын Рюрика Игорь и его потомки — Рюриковичи.
Летописный рассказ требует ряда поправок. До одного года «ужимаются» события, имевшие явно большую временную протяженность. Рюрик, очевидно, сел княжить не в Новгороде, тогда еще не существовавшем, а в основанной скандинавами в VIII в. Ладоге. Есть сомнения и в реальности братьев Рюрика или одного из них (три брата — фольклорный мотив). И главный вопрос: какова роль норманнов в создании Древнерусского государства? Летописный рассказ дал основания работавшим в России в XVIII в. немецким ученым Г.Ф.Миллеру, Г. 3. Байеру, А. Л. Шлецеру утверждать, что именно норманны принесли на Русь государственность {норманнская теория). В настоящее время можно считать, что возникновение государства на Руси было обусловлено объективными причинами. Варяги, ставшие волею судеб во главе многих славянских племен, приняли активное участие в этом процессе и ускорили создание единого Русского государства, но позднее были ассимилированы славянами.
Что же касается термина «Русь», то более вероятно его скандинавское, а не восточнославянское происхождение. Появился он в Поднепровье еще до Олега, не позднее середины IX в., что, впрочем, неудивительно: предшественники Олега Аскольд и Дир, судя по именам, также были варягами. Еще в начале X в. этот термин имел скорее социальное, чем этническое значение, — им обозначали дружину князя и его ближайшее окружение, и лишь позднее он стал распространяться на подвластные им земли и племена.
Уже в IX в. правитель Руси носил наряду с княжеским титул «кагана» (хакана), что, видимо, должно было символизировать его независимость от хазарского кагана, которому поляне, вятичи и другие восточнославянские племена платили дань (вятичи — и в X в.). Это, вероятно, также демонстрировало его верховенство над князьями восточнославянских племен, именовавшихся великими и светлыми князьями (эти титулы сохранялись в IX — 1-й половине X вв. и за «каганом» Руси).
В IX—X вв. шел процесс подчинения восточнославянских племен власти Киева: Олег подчинил древлян, северян, радимичей, часть кривичей, Игорь — уличей, его сын Святослав — вятичей. Покоренные племена нередко сохраняли свою автономию (ими продолжали управлять собственные князья) и ограничивались выплатой дани, но позднее попадали под контроль княжеских наместников — представителей киевской династии. Некоторые племена (прежде всего, видимо, те, у которых вообще не было князей) оказывались под прямой властью Киева сразу. Уплата дани обычно производилась во время объезда зависимых территорий — полюдья. В одних случаях ее нормы были фиксированными, в других — нет. Последнее приводило к восстаниям покоренных племен. Так, в 945 г. древляне восстали против киевского князя Игоря и убили его, когда он собирал дань в их землях, «аки волк расхищая и грабя». Вдова Игоря О.льга жестоко покарала древлян, но заменила им полюдье свозом определенной нормы дани («урока») в указанные для этого места — погосты. Постепенно такая система получила широкое распространение. Однако кое-где полюдье сохранялось еще не одно столетие — его собирали в своих владениях Юрий Долгорукий и Всеволод Большое Гнездо (XII— XIII вв.). Часть дани (в ряде случаев — две трети) отсылалась в Киев, остальное получала дружина.
Внешняя политика. Русь развивалась в быстро меняющейся внешнеполитической обстановке. Наиболее могущественными ее соседями были норманны, Хазарский каганат и Византийская империя. Русское посольство к императору Византии Феофилу в 838 г. — самая ранняя из известных нам внешнеполитических акций Руси (тогда еше не объединенной). Однако отношения не всегда были мирными. В 860 г. Аскольд и Дир явились под стены Константинополя (Царьград), но буря разметала их корабли. Около 867 г. часть русов приняла христианство, что могло быть связано с миссией Кирилла и Мефодия в Крым.
В 907 г. великий князь Олег во главе крупных сил совершил поход на Константинополь и принудил византийцев к уплате контрибуции и подписанию договора, предоставлявшего торговые привилегии русам. Еще один договор, регламентирующий русско-византийские отношения, был заключен в 911 г.
Преемник Олега Игорь в 941 г. совершил новый поход на Константинополь, но потерпел поражение. Реванш он взял лишь в 944 г. в результате нового похода.
В 945 г. с Византией был подписан договор, за небольшими исключениями подтверждавший привилегии, данные русам в 911 г. (тексты соглашений 907, 911 и 945 гг. сохранены летописью).
Вдова Игоря Ольга поддерживала с Византией мирные отношения. В 946 или 957 г. (дата спорна) она посетила Константинополь и приняла там крещение, а позднее оказала императору Роману II военную помощь против арабов.
Своего пика внешнеполитическая активность Руси достигла при сыне Игоря и Ольги Святославе. В 9.64— 966 гг. он подчинил вятичей, нанес поражение Волжской Булгарии, разгромил Хазарский каганат, покорил ясов и касогов (предки осетин и адыгейцев); на захваченной русами Тамани возникло Тмутараканское княжество.
В 967 г. Святослав по договоренности с императором Византии Никифором Фокой напал на Дунайскую Болгарию и покорил ее. Но византийцы сами претендовали на Болгарию, что привело к их столкновению со Святославом. Тем временем на Киев, оставшийся без должного прикрытия, напали кочевники-леченегн. Князю пришлось возвратиться на Русь для отражения их набега. После этого он вернулся на Балканы, желая сделать своей столицей крупный торговый город Переяславец на Дунае. Но византийцы внезапно вторглись в Болгарию и осадили Святослава в крепости Доростол. В 971 г. после долгой борьбы князь был вынужден пойти на мир с новым императором Византии Иоанном Цимисхием и покинуть Балканы. На обратном пути весной 972 г. у днепровских порогов его подстерегли и убили извещенные болгарами печенеги.
Русь при Владимире Святославиче. Принятие христианства. В 970 г. Святослав Игоревич, отправляясь в поход, посадил в подвластных землях своих сыновей: Яропол-ка — в Киеве, Олега — у древлян, Владимира — в Новгороде. В 977 г. в результате междоусобицы с Ярополком погиб Олег, а Владимир, боясь той же участи, «бежа за море», но в 980 г. он вернулся, захватил Полоцк, а затем вытеснил из Киева Ярополка и убил его во время переговоров, после чего сел княжить в Киеве (980-1015).
Владимир, хотя и отказался от широкомасштабных завоевательных планов отца, тем не менее проводил активную внешнюю политику. Он захватил у поляков Червень, Перемышль и другие города, разбил ятвягов и булгар (волжских или дунайских — неясно), покорил хорватов и волынян. Главной же была печенежская проблема. Для обороны от кочевников по берегам Десны, Сейма, Сулы, Рос и были построены сторожевые заставы и крепости; в 992 г. Владимир разгромил печенегов на р. Трубеж, хотя случались и поражения (в 996 г. под Василевом).
Владимир много сделал для укрепления великокняжеской власти. Он ликвидировал многие местные княжения и посадил своих сыновей в важнейших центрах Руси: у словен в Новгороде — Вышеслава, позднее Ярослава, у дреговичей в Турове — Святополка, у финноязычного племени меря в Ростове — Ярослава, позже Бориса, у финноязычной муромы в Муроме — Глеба, у кривичей в Полоцке — Изяслава и др. При Владимире были подавлены восстания вятичей и радимичей. Кроме того, Владимир всячески укреплял идеологические основы своей власти. С этой целью был реформирован славянский языческий пантеон, на первое место в котором выдвинулся бог грома и войны Перун (видимо, как олицетворение великокняжеской власти). Однако должных результатов это, вероятно, не принесло, ибо вскоре встал вопрос о принятии одной из монотеистических религий — христианства, ислама или иудаизма. Выбор был остановлен на христианстве в форме православия, исповедовавшегося в Византии, с которой Русь имела наиболее тесные связи и которая являлась сильнейшей из ее соседей. Владимир готов был принять крешениг от греческих священников и даже предоставить военную помощь византийским императорам Василию и Константину в борьбе с мятежным полководцем Вардой Склиром в обмен на руку сестры правителей Анны, в которой было отказано самому германскому императору. Василий и Константин приняли помощь, но свои обещания нарушили. Тогда Владимир захватил центр византийских владений в Крыму Хер-сонес (Корсунь) (близ Севастополя) и добился выполнения договора. В Херсонесе он принял вместе с дружиной крещение и женился на Анне. Вернувшись на Русь, Владимир обратил в христианство киевлян. Эти события датируются летописью 988г., который считается годом крещения Руси. Распространение же христианства на территории всей Руси растянулось на долгие годы и местами не обошлось без кровопролития.
В Киеве была учреждена русская митрополия, подчинявшаяся Константинополю, а в Новгороде, Чернигове, Переяславле, Ростове и других городах позднее возникли епископства. Развитие религиозных связей с Византией способствовало укреплению связей культурных, .что дало мощный толчок развитию собственно русской культуры. Принятие христианства благотворно сказалось и на международном положении Руси, которая перестала выглядеть в глазах Европы как языческая, «варварская» страна.
Русь при Ярославе Мудром. Правление Владимира Святославича в целом было достаточно стабильным. Но в конце его княжения наметилась новая смута. В 1014 г. правивший в Новгороде сын великого князя Ярослав отказался платить отцу дань. В разгар подготовки похода на Ярослава Владимир умер. Власть захватил находившийся тогда в Киеве Святополк, старший из сыновей умершего князя, но не родной, а усыновленный Владимиром отпрыск погибшего Ярополка Святославича. По официальной версии, он организовал убийство сыновей Владимира Бориса, Глеба и Святослава, за что получил прозвище Окаянного (позднее Борис и Глеб были канонизированы и стали первыми русскими святыми). В 1016 г. Ярослав выступил против Святополка, разбил его под Любечем и вступил в Киев. Святополк бежал к своему тестю Болеславу Храброму, королю Польши. Тот помог ему в 1018 г. вернуться в Киев в обмен на Червень и Перемышль. Когда Болеслав вернулся в Польшу, Ярослав во главе новгородско-варяжского войска вытеснил Святополка из Киева. Тот заключил союз с печенегами, но в 1019 г. был разгромлен на р. Альте, бежал в Польшу и вскоре умер.
Но мир еще не настал. В 1024 г., когда Ярослав находился в Новгороде, на Киев напал его брат — тмутара-канский князь Мстислав, в 1022 г. победивший касогов (предков адыгейцев). Не взяв города, он захватил Чернигов, который и стал его столицей. Тем временем в Суз-лальской земле вспыхнуло восстание, вызванное голодом. После его подавления Ярослав выступил против брата, но в сражении при Листвене был разбит и по миру в 1026 г. признал власть Мстислава над левым берегом Днепра, оставив за собой правый. Лишь после смерти Мстислава в 1036 г. его земли отошли к Ярославу, который стал, наконец, «самовластием» Руси; независимость сохранял лишь Полоцк.
Ярослав проводил активную внешнюю политику. В 1030 г. он совершил успешный поход против прибалтийского племени чудь и основал г. Юрьев (совр. Тарту), а в 1031 г. напал на ослабленную мятежами Польшу и вернул потерянные в 1018 г. Червень и Перемышль. В 1036 г. под Киевом были разбиты печенеги, после чего их набеги на Русь больше не упоминаются. В 1043 г., в связи с обострением отношений с Византией, состоялся последний поход русских на Константинополь. Но флот во главе с сыном Ярослава Владимиром потерпел полное поражение.
В 1051 г. киевским митрополитом впервые был избран не грек, а русский священник Иларион, что явилось признаком возросшей независимости Руси в церковных делах. О ее международном престиже свидетельствовали браки дочерей Ярослава с королями Франции, Венгрии и Норвегии, его сестры — с польским королем, да и сам он был женат на дочери шведского короля.
Лествичная система. В 1054 г. Ярослав Мудрый умер. Отношения между его потомками характеризуются следующими моментами. Во главе различных русских земель {волостей) стояли князья из рода Рюрика — Рюриковичи, которые в основном признавали старшинство киевского князя. Княжение, как правило, передавалось не сыну, а брату, если таковой был жив. По смерти последнего из братьев трон («стол») наследовал старший сын старшего из братьев. Такая система назывшгась лествичной и в идеале предполагала, что в Киеве должен княжить старший из потомков Ярослава Мудрого. (На практике бывало и по-иному, что не раз приводило к усобицам.) Князь, наследуя стол старшего родственника, обычно передавал прежнюю волость младшему. Если кто-либо из младших князей не получал волости вообще, он затевал распрю. Границы самих волостей не были неизменными ввиду частых разделов, дарений, междоусобии и т.д.
Русь после Ярослава Мудрого (1054-1132 гг.). После смерти Ярослава Мудрого его сыновья поделили Русь по завещанию отца: Киев и Новгород получил Изяслав, Чернигов и Муромо-Рязанскую землю— Святослав, Пере-яславль и Ростово-Суздальскую землю — Всеволод, Смоленск — Вячеслав, Владимир-Волынский — Игорь. Фактически Русью управлял триумвират — Изяслав, Святослав и Всеволод. Между ними долгое время сохранялось согласие. В 1060 г. они вместе с полоцким князем Всеславом разбили кочевников-торков, а в 1067 г. разгромили на р. Немиге Всеслава, когда тот напал на Новгород. Во время переговоров Всеслав был вероломно пленен.
В 1068 г. разразился кризис. На Русь явились кочевые племена половцев (кипчаков). Войска трех князей потерпели поражение на р. Альте; Изяслав и Всеволод бежали в Киев, Святослав — в Чернигов. В Киеве вспыхнуло восстание, в результате которого князем был поставлен освобожденный из тюрьмы Всеслав Полоцкий, а Изя-славу пришлось бежать. Святослав и Всеволод де-факто признали Всеслава; Святослав, воспользовавшись ситуацией, посадил в Новгороде своего сына Глеба. Кроме того, под Сновском он разбил половцев и взял в плен их предводителя.
В 1069 г. Изяслав вернулся в Киев с помощью своего родственника короля Польши. Болеслава II. Но авторитет его явно упал. В 1073 г. Изяслав был изгнан Святославом и Всеволодом и 4 года скитался по Европе в поисках помощи. Киевский стол занял Святослав. В 1076 г. он умер, и в Киеве сел Всеволод, но в июле 1077 г. уступил Киев пришедшему с польскими войсками Изяславу.
Обострилась и социальная обстановка. В начале 1070-х годов (дата спорна) начались волнения в Ростовской земле, на Белоозере, в Новгороде, возглавленные волхвами. Ученые связывают эти выступления с неурожаями, а также с протестом населения против растущей эксплуатации и произвола властей. Однако эти волнения были сравнительно легко подавлены.
Вскоре начались новые междоусобицы. Их причиной стало то, что Изяслав и Всеволод лишили столов своих племянников — Олега Святославича и Бориса Вячеславича. Это привело к новой распре. Обделенные князья бежали в Тмутаракань к брату Олега Роману и оттуда в союзе с половцами двинулись на Русь. Всеволод был разбит на р. Сожице и потерял Чернигов, но на помощь ему пришел Изяслав. В сече на Нежатиной ниве в октябре 1078 г. Олег и Борис потерпели поражение, Борис погиб, Олег вновь бежал в Тмутаракань; но в бою пал и великий князь Изяслав. Киевский стол занял Всеволод (1078-1093).
Правя в Киеве, Всеволод не раз воевал с племянниками; двое из них, Ярополк Изяславич и Роман Святославич, погибли при невыясненных обстоятельствах. Сын Всеволода черниговский князь Владимир Мономах (назван так в честь деда по матери — императора Византии Константина IX Мономаха) успешно воевал с вятичами и, видимо, окончательно ликвидировал у них местное княжение.
В 1093 г. Всеволод умер, и в Киеве сел сын Изяслава Святополк (1093-1113). Вместе с Владимиром и Ростиславом Всеволодовичами он выступил против вторгшихся половцев, но 26 мая 1093 г. войска князей были разгромлены на р. Стугне, Ростислав утонул при отступлении, а кочевники разорили южную Русь и даже захватили несколько городов (редкий случай в истории русско-половецких войн). Ослабленный поражением Владимир в 1094 г. был вынужден передать Чернигов явившемуся с половцами Олегу и ушел в Переяславль. В 1095 г. он вероломно перебил отряды ханов Итларя и Кытана (оправдывалось это тем, что-де половцы сами не раз нарушали договоры), а в 1096 г. вместе со Святополком разбил под Переяславлем войско хана Тугоркана (тестя Святополка); сам Тугоркан погиб. Но в это время хан Боняк напал на Киев и разорил окрестности, в том числе Печерский и Стефанов монастыри, едва не взяв сам город.
В 1096 г. Святополк и Владимир напали на Олега под предлогом того, что он не ходит с ними в походы на половцев и не едет на переговоры в Киев (его могли там схватить). Истинной же причиной было, видимо, желание захватить его земли — ведь Владимир при жизни отца правил в Чернигове, а теперь ему приходилось довольствоваться менее значимым Переяславлем. Олег бежал на северо-восток Руси, разбил под Муромом Изясла-ва, сына Мономаха (сам Изяслав погиб) и занял принадлежавшие Владимиру Ростов и Суздаль. Но подошедший из Новгорода другой Мономахович, Мстислав (будущий Мстислав Великий), нанес поражение Олегу на р. Колок-ше и принудил его к переговорам.
В 1097г. на съезде князей в Любече было решено: сыновья киевских князей — Изяслава, Святослава, Всеволода — держат «отчину свою», т. е. то, чем владели их отцы по завещанию Ярослава Мудрого, другие же князья — участники съезда сохраняют за собой земли, данные им Всеволодом: Давыд Игоревич — Владимир-Волынский, Володарь Ростиславич — Перемышль, его брат Василько — Теребовль. Соглашение в Любече установило мир между Святополком Изяславичем, Владимиром МономахОм и сыновьями Святослава Давыдом, Олегом и Ярославом, который сохранялся в течение их жизни. (Для Владимира это означало отказ от Чернигова.) Но сразу же после съезда в Любече Давыд Игоревич обвинил перед Святополком Василько Теребовльского во враждебных замыслах, в результате чего Василько был вероломно схвачен в Киеве и ослеплен. Но попытке Давыда занять земли Василько помешал брат последнего Володарь. Кроме того, многие князья увидели в случившемся опасный прецедент — если подобный произвол возможен в отношении Василько, то никто из них не мог чувствовать себя в безопасности. Владимир Мономах и черниговские князья Олег и Давыд Святославичи заставили Святополка идти вместе с ними на Давыда Игоревича. Тот бежал в Польшу. Тогда Святополк сам попытался захватить владения Василько и Володаря, но потерпел поражение на Родни. Малоудачным было и его нападение на земли бывшего союзника — Давыда Игоревича.
В 1100 г. в Уветичах собрался новый съезд князей. По" его решению Давыда лишили Владимира-Волынского, который отошел к Святополку, и отправили княжить во второстепенный Бужск.
В 1103-1111 гг. русские князья во главе со Святополком Изяславичем и Владимиром Мономахом, чьи земли особенно сильно страдали от кочевников, совершили ряд походов против половцев. Орды ханов Шарукана, Боня-ка, Урусобы, Сугры были разбиты, их остатки ушли в глубь степей.
В 1113 г. Святополк умер. Узнав об этом, киевляне восстали против княжеской администрации и ростовщиков. Напуганные бояре пригласили из Переяславля Владимира Мономаха, и он сел в Киеве (1113-1125). Восстание прекратилось, видимо, без жестоких мер с его стороны. При участии представителей Олега Святославича им был издан «Устав Владимира Всеволодовича», несколько облегчавший положение народа. При Мономахе власть киевского князя заметно усилилась, почти прекратились усобицы. Под его контролем находились Киев, Переяславль, Новгород, Ростов, Суздаль, Волынь, Туров, Минск, возможно, Смоленск. Продолжалось наступление на Степь, возрос международный авторитет Руси.
В 1125 г. Владимир Мономах умер. Киевский стол занял его сын Мстислав Великий (1125-1132). Он продолжал политику отца, успешно воевал с половцами, чудью, литовскими племенами, укреплял свою власть над князьями. После смерти Мстислава в 1132 г. вспыхнули новые усобицы, и потому этот год обычно считается началом феодальной раздробленности на Руси, когда, по словам летописца, «разъдрася вся Русская земля».
Международное положение Киевской Руси. И после смерти Ярослава Мудрого Русь играла важную роль в международных отношениях того времени. В 1076 г. Владимир Мономах и Олег Святославич совершили поход в Чехию, помогая Польше в войне против нее. Большой резонанс в Европе имели победы русских князей над половцами в начале XII в. В 1116-1118 гг. Владимир Мономах развернул военно-политическое наступление на Византию, пытаясь посадить на ее престоле своего зятя Леона, а затем его сына Василия. Эти попытки успеха не имели, однако влияние Руси на левобережье Нижнего Дуная возросло.
В свою очередь и европейские правители влияли на внутрирусские дела. Польская помощь оба раза позволила Изяславу Ярославичу вернуться на киевский стол. Венгерский король Кальман (Коломан) участвовал в нападении Святополка Изяславича на Давыда Игоревича в 1099 г. (правда, неудачно).
Как и прежде, заключались династические браки между русскими князьями и зарубежными правителями. Изяслав был женат на сестре польского короля, Святослав — на немецкой принцессе, Всеволод — на дочери императора Византии. Супругой Владимира Мономаха была дочь последнего англосаксонского короля, а Мстислава Великого — дочь короля Швеции. Нередкими были браки русских князей с дочерьми половецких ханов, что было одним из путей налаживания мирных отношений со Степью.
Законодательство. Еще в договоре Олега с Византией (911г.) упоминается «Закон русский», фиксировавший (видимо, устно) некоторые правовые нормы: наказание за убийство, увечье и др. Первый же дошедший до нас памятник письменного права — «Русская правда». В 1-й половине XI в. появляется ее ранний вариант — «Правда Ярослава». Она разрешала заменять кровную месть штрафом — вирой. Ее размер зависел от социального статуса убитого, т. е. фиксировалось правовое неравенство. В середине или, что вероятнее, в 70-х годах XI в. была составлена «Правда Ярославичей». Она запрещала кровную месть и конкретизировала положение различных категорий населения. При Владимире Мономахе был создан «Устав Владимира Всеволодича». В нем сокращались проценты по долгам; облегчалось положение смердов, рядовичей, закупов (см. ниже); указывалось, кто может быть превращен в холопа, что ограничивало возможность похолопления.
Социальная структура и государственное управление. Опорой княжеской власти являлась дружина. Она делилась на «старейшую» (бояре) и «молодшую» (отроки, детские, мечники, гриди, вирники, пасынки). Убийство старших дружинников каралось «Русской Правдой» вдвое строже (80 гривен), чем младшего. Со временем появляются наследственные боярские владения — вотчины. К середине XII в. они становятся обычным явлением. Даже владея землями, бояре получали от князей выплаты. Многим из них выделялись «кормления*, т. е. им шла часть доходов с определенных территорий.
По обычаю князь должен был советоваться с дружиной по важнейшим вопросам. Дружинники имели право покинуть своего сюзерена («отъехать») и отправиться на службу к другому князю. Из числа дружинников, как правило, назначались посадники — наместники, воеводы — военачальники, тысяцкие — высшие должностные лица с военными и административными функциями и др. Роль княжеских и боярских управляющих нередко выполняли огнищане и тиуны, также часто бывшие дружинниками, но иногда назначавшиеся из холопов.
В источниках часто упоминаются люди и смерды. Смысл этих терминов не совсем ясен. Под людьми (ед. ч. людин) в «Русской Правде», возможно, подразумевается верхушка свободного населения, ибо вира за убийство людина равнялась вире за убийство младшего дружинника (40 гривен). Смердами же, по-видимому, называли крестьян, обязанных платить дань князю; должны ли они были при надобности служить в войске, вопрос спорный. В любом случае смерды относились к низшим категориям населения — за их убийство полагалась вира всего в 5 гривен.
Формой социальной организации смердов была община — вервь. Если на ее земле находили труп, она платила за убитого виру. Если убийцей был член верви, она помогала ему заплатить штраф, если он сам участвовал в общих выплатах и не был разбойником.
Самыми бесправными на Руси были холопы, чье положение, в сущности, не отличалось от рабского: их разрешалось продавать, покупать, убивать, эксплуатировать и т.д. Холопами становились военнопленные; супруги холопов, не заключившие договора с их господами; дети самих холопов; служившие тиунами и ключниками без договора («ряда») с хозяевами.
Положение между холопами и свободными занимали рядовичи, закупы, обязанные отрабатывать долг. Но права рядовичей оговаривались в договоре с кредитором («рядом») и были шире, чем у закупов, чей статус фиксировался лишь законом. Закупы могли без разрешения кредитора уйти на заработки, чтобы вернуть долг, их запрещалось беспричинно избивать, превращать в холопов (см. ниже). Однако похолопление грозило закупам в случае побега.
Особой категорией были изгои — люди, изгнанные из общины, разорившиеся купцы и неграмотные сыновья священников. Лишаясь защиты с ее стороны, они при этом, по-видимому, не освобождались от важнейшей обязанности общинника — уплаты государствен ого налога.
Категория: История России | Добавил: Andrey (11.04.2012)
Просмотров: 2623 | Комментарии: 1 | Теги: история росии, древнеруское государство, история, развитие, быт, культура | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 1
1  
здесь на интернет-блоге подобран большой набор умных статей про http://medbaz.com/pages-more-605.html - флюс зуба.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]