Главная » Статьи » История » История Украины

6.2. Общество. Экономика. Культура
Украинское общество в указанный период не было единым и стабильным. Существовали большие внутренние противоречия между украинской верхушкой и остальным населением. Украинский частично ополячились на Правобережье и обрусели на Левобережье. Трагические последствия для общества имела утрата национальной элиты. Перед украинских постоянно стояла дилемма: или верность своему народу, или ассимиляция и вхождение в правящие польские или российские круги. Канадский историк украинского происхождения О. Субтельный отмечал, что украинское потеряли класс, который управляет обществом, ставит определенные политические цели, способствует развитию культуры и образования, поддерживает церковь, формирует чувство самобытности общества.
Во второй половине XVII в. украинское общество оказалось разделенным на несколько религиозных конфессий: православие, католичество, униатство. На Правобережье властвовали католицизм и униатская церковь. На территории Левобережной Украины действовала православная церковь, которая подчинялась Вселенскому Константинопольскому патриарху. Однако в 1686 p., испытывая мощное давление Москвы, глава Украинской Церкви митрополит Святополк-Четвертинский согласился подчинить церковь московскому патриарху.
Разделение украинского общества на различные религиозные конфессии, переход Украинской Православной Церкви в подчинение московской патриархии усилили конфронтацию в обществе, что приводило к его нестабильности.
Эволюция социальных отношений и развитие народного хозяйства в Украине во второй половине XVII - первой половине XVIII в. происходили в сложных, неоднозначных общественно-политических условиях. С одной стороны, вхождение в состав России способствовало ускорению развития сельского хозяйства, ремесла, промыслов, расширению сети мануфактур, рост городов. Кроме того, следует отметить и негативной роли царизма в исторической судьбе украинского. Самодержавие всесторонне активизировало национально-колониальную политику. После 1654 г. происходит подчинение украинской экономики и гетманской власти царское правительство, которое завершилось со полной ликвидацией самобытного общественно-политического строя, монополизацией отдельных отраслей производства. Тысячи украинских, особенно во времена правления Петра I (1682-1725 pp.), Погибли за невыносимых условий труда на строительстве каналов, крепостей, городов. Однако и в этих условиях происходил объективный процесс становления украинской нации, укреплялась ее экономическое единство.
В этот период в недрах господствующего натурального хозяйства постепенно появляются признаки буржуазного общества. Прежде всего они оказывались в сельском хозяйстве - основе украинской экономики.
Значительно расширились посевные площади, что обусловлено постоянным повышением спроса на сельскохозяйственную продукцию. Хлебопашество в Украине было частью зерновым. В первой половине XVIII в. наряду с зерновыми культурами начали выращивать в больших объемах и технические культуры - лен, коноплю, табак.
Нечто новое наблюдалось и в животноводстве. Все большее значение приобретают племенное коневодство и овцеводство.
Существенные изменения произошли и в отношениях между землевладельцами, крестьянами и казаками. Во время освободительной войны во многом была ослаблена феодальная зависимость, часть земли польских феодалов, которых выгнали из Правобережной Украины, перешла в пользование крестьян. Состоялись политические сдвиги в социальной структуре общества. Значительная часть крестьян Левобережья и Слобожанщины стали свободными людьми - казаками, которые принадлежали к состоянию, освобождался от многих налогов, имел право собственности на землю, определенные льготы в торговле и занятиях ремеслом. Однако эти явления были временные. Уже в первые послевоенные годы казацкая старшина начала наступление на права казаков. Крупными землевладельцами стали гетман и старшин верхушка. их земельные владения увеличились за счет захвата крестьянских и казачьих наделов. Увеличились землевладения церквей и монастырей. Они превращались в настоящих феодалов, владевших большими поместьями и тысячами крестьян. Усиливалась зависимость крестьян от феодалов, увеличивались их повинности, иногда внедрялись барщина (отработочная рента) и денежный оброк (денежная рента). Феодальные хозяйства постепенно втягивались в товарно-денежные отношения. Чтобы получить наибольшие прибыли, казацкая старшина усиливала эксплуатацию крестьян. Среди казачества все больше углублялось социальное расслоение.
Во второй половине XVII - первой половине XVIII в. существенно оживился промышленное развитие Левобережной и Слободской Украины. Среди ремесел наибольшее распространение получили ткачество, кузнечное дело, производство стекла, винокуренное производство. Крупные города-Киев, Чернигов, Полтава, Нежин - стали важными промышленными и торговыми центрами. У них возникали новые ремесленные специальности и цеха.
Произошли изменения и в ремесленном производстве. Все больше изделий цеха изготовляли для рынка. Шире стала использоваться наемная рабочая сила. В отдельных отраслях - стеклодувной, селитряные, железоделательные - наемные рабочие составляли большинство.
Новым явлением в развитии экономики стала организация в отдельных отраслях промышленных компаний. На промышленных предприятиях наряду с традиционным оборудованием все шире внедрялись технические новшества - водяные двигатели, новые станки, способствующие повышению производительности труда.
О начале распада феодальных отношений свидетельствовало также появление в Украине мануфактур: суконных, табачных, пороховых, винокуренных.
Успехи в промышленном развитии и повышении производительности сельского хозяйства способствовали расширению торговли. Увеличивалось количество ярмарок. Одним из крупнейших ярмарок был Контрактовый в Киеве.
Производственная специализация отдельных районов привела к оживлению торговли в масштабах всей Украины. Постепенно создается единый торговый цепь, вызвавшего Левобережья, Слобожанщину, Правобережную, Западную Украину. Через систему ярмарок, торгов товары расходились по всей территории Украины несмотря на границы и таможни. Торговля не признавала политической раздробленности Украины, она свидетельствовала об экономической единство украинского народа.
Оживленные торговые связи существовали и с Россией. В Россию из Украины везли кожу, селитру, растительное масло, воск, мед. Украинские города и села получали из России ткани, изделия из железа, оружие, меха, посуда, бумага.
Увеличивается численность украинского купечества. Развитию торговых связей между отдельными районами украинских земель и центральными областями России способствовал чумацкий промысел. Чумаки-украинские перевозчики товаров - везли в Россию соль, рыбу, продукцию сельского хозяйства и ремесленные изделия. Постепенно разные районы Украины входили в систему всероссийского рынка. Кроме того, украинские купцы поддерживали тесные связи с Белоруссией, Молдавией, Литвой, вели оживленную торговлю на рынках Польши, Германии, Англии.
По-другому развивалось хозяйство в Правобережной Украине. Господства польских феодалов надолго задержало здесь формирование национального хозяйства. Польские магнаты и шляхта стали полновластными хозяевами Правобережья. Уже к середине XVIII в. барщина достигла крайнего предела. Настоящим злом для крепостных крестьян было право аренды, которое предусматривало передачу собственности того или иного села другому лицу за определенную сумму денег. Стремясь получить побольше прибыли, арендаторы доводили крестьян до полного разорения.
Еще хуже было положение коренного населения западноукраинских земель. Большинство тамошних городов была в частной собственности магнатов. Только Львов и Каменец-Подольский имели право на самоуправление.
И польским властям не удалось разорвать связей Правобережья с Левобережной Украины. Охватывая разные сферы жизни, эти экономические и культурные связи стали важной предпосылкой для будущего их объединения.
Тогдашняя антифеодальная борьба народа Украины было обусловлено постепенным восстановлением феодального порабощения, ослабленного войной 1648-1654 pp. Сложная политическая обстановка, борьба различных группировок за гетманскую власть, противодействие части казацкой старшины решением Переяславской рады, наступление царского правительства на автономные права Украины, политическая обособленность украинских земель оказывали антифеодальным выступлениям специфические черты. Направлен против феодальной системы, движение одновременно имел и значительные освободительные тенденции.
В 1657 г. во главе с гетманом Выговским вспыхнуло восстание против казацкой старшины, которая расширяла свои земельные угодья, ограничивала права рядовых казаков и хотела вернуть земли Левобережья под власть Польши.
В 1666 и 1672 г. крупные восстания произошли на Переяславщини. Значительное влияние на развитие антифеодального движения в эти годы в Украине должна была крестьянская война 1667-1671 pp. под предводительством Степана Разина. В 1670 г. часть отрядов крестьянской армии Разина вошла в Слободской Украине, где заняла несколько городов.
Острая антифеодальная борьба велась на землях Правобережной Украины. В течение 1702-1704 pp. здесь произошло крупное восстание под руководством С. Палия, С. Самуся, 3. Искры, А. абазин.
В XVIII в. на Правобережной Украине возникла новая форма антифеодальной и национально-освободительной борьбы, известная в истории под названием гайдамака (слово "гайдамак" происходит от турецкого "айда" - "гнать", "преследовать"). Первое большое гайдамацкое восстание вспыхнуло в 1734 г. Повстанцы завладели Винницей и некоторыми другими городами. Только с помощью введенных на Правобережье царских войск польские феодалы подавили восстание. Новое гайдамацкое восстание началось в 1750 p., но и на этот раз господствующие классы Польши и царской России потопили его в крови.
На западноукраинских землях происходило движение повстанцев (повстанцы-участники народно-освободительной борьбы в Галичине, Буковине, Закарпатье). Наивысшего размаха он достиг в 40-е годы XVIII в. под руководством О. Довбуша.
В этот период образование и культура развивались в тесной связи с экономической и общественно-политической ситуацией в разных землях Украины.
На Правобережье, Буковине, Закарпатье украинская культура испытывала сильное колонизаторский влияние. Так, Львовский университет, основанный в 1661 p., превратился в орудие полонизации западноукраинского населения. Во Львове, Дрогобыче, Бродах, Стрыю некоторое время хранились украинские братские школы, но постепенно они обветшали.
На землях Левобережной Украины, где еще сохранялись остатки автономии, создались хорошие условия для культурного развития. С развитием производительных сил повышаются требования общества к школе, характера знаний.
К середине XVIII в. во всех городах и почти во всех селах Левобережья были начальные школы. Среднее образование давали коллегии - Черниговская, Харьковская, Переяславская.
Основным центром образования был Киев. Здесь действовала Киево-Могилянская академия - первая высшая школа в Украине, ее культурно-просветительский центр. Обучение в Академии строилось на идеях гуманизма и раннего просвещения. Киево-Могилянская академия - центр интеллектуальной жизни и духовного единения народа - оказывала огромное влияние на развитие украинской культуры.
Очагами культуры в XVII-XVIII вв. были типографии, объединяли вокруг себя ученых, литераторов, переводчиков, художников. Крупнейшие из них действовали в Киеве, Чернигове, Львове.
Развивается философская мысль. В течение XVII-XVIII вв. основной школой философских знаний была уже упоминавшаяся Киево-Могилянская академия. Во второй половине XVII в. значительный вклад в развитие философской мысли сделали ученые И. Горбацкий и И. Гизель. В первой половине XVIII в. становятся известными такие выдающиеся деятели, как Ф. Прокопович, П. Малиновский, Г. Сковорода.
В конце XVII в. в Украине появилось много трудов по истории. Самыми выдающимися среди них были "Хроника из летописцев древних» Ф. Сафоновича и "Синопсис" неизвестного автора. Последний был первым систематизированным учебником украинской истории, которая была введена в школьные программы как самостоятельный предмет еще в XVII в.
Повышается интерес к естественным наукам, математических знаний, медицины. Украинское общество знакомится с трудами Н. Коперника, Г. Галилея, Р. Декарта, Б. Спинозы.
Развиваются театр и музыка. Во второй половине XVII в. в Украине существует кукольный театр - вертеп. Значительную роль в развитии музыкального искусства сыграл М. Дилецкий - украинский композитор, автор "Грамматики музыкальной" (1677).
Становление нового типа образования влияло и на изобразительное искусство, и на архитектуру. К середине XVIII в. формируются украинские школы иконописцев и граверов, а также школа графики. В тогдашней архитектуре сосуществуют и переплетаются разные стили. Во второй половине XVII в. преобладает искусство барокко. Начиная с 20-х годов XVIII в. постепенно укрепляется классический стиль.
Заметим, что украинская культура никогда не ограничивалась только национальными интересами. Так, Киево-Могилянская академия возникла как общеславянских центр. Вхождение Украины в состав России способствовало взаимообогащению культур украинского, русского и белорусского народов. Выпускники Киево-Могилянской академии работали в Молдавии, Сербии, Греции. Ученые Академии поддерживали связи с университетами в Галле и Кенигсберге, Берлинской и Бранденбургских академиями.
Вторая половина XVII - первая половина XVIII в. в Украине обозначены политической нестабильностью, постоянным вмешательством иностранных государств в ее внутренние дела, жестокой междоусобной борьбой, разделением основных украинских земель между Россией и Польшей. Центром политической, экономической и культурной жизни на протяжении почти ста лет была Гетманщина Левобережья.
Во второй половине XVII и особенно в XVIII в., В Украине наблюдались две противоположные, но взаимосвязанные явления. Деформировался феодализм и зарождался капиталистический уклад. Между тем феодализм отнюдь не исчерпал своих потенциальных возможностей: неуклонно расширялось феодальное землевладение, увеличивались феодальные повинности, внедрялась барщина.
В этот период в Украине произошли заметные изменения в сельском хозяйстве и аграрных отношениях, в промышленном производстве и торговле. Происходит процесс формирования экономической общности украинского, которому не могли помешать границы.
Антифеодальное освободительное движение существенно повлиял на социальные и общественно-политические процессы, оставил глубокий след в исторической памяти народа. Это движение расшатывал феодально-крепостническую систему, способствовал консолидации украинского народа, формированию его национального самосознания, готовил почву для объединения украинских земель.
Следовательно, период со второй половины XVII в. до первой половины XVIII в. был важным этапом в развитии украинской культуры. Отход от средневековых канонов, распространение идей гуманизма и раннего просвещения способствовали общественному прогрессу, формировали чувство национального самосознания.
Категория: История Украины | Добавил: Andrey (07.11.2011)
Просмотров: 931 | Комментарии: 1 | Теги: экономика, украина, Богдан Хмельницкий, общество, культура | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]