Главная » Статьи » История » История Украины |
7.2. Культура и образование
Историки часто называют XVIII в. парадоксальным периодом в истории украинской культуры. С одной стороны, наблюдался расцвет украинского искусства и литературы, с другой - условия складывались так, что украинская культура теряла свою самобытность и постепенно адаптировалась к образцам имперской культуры - русской и австрийской. Характерным для украинской культуры XVIII в. был процесс "вымывания" высокообразованных людей и представителей украинской культуры с национальной среды. Украинский занимали высокие посты в России: от церковных иерархов к воспитателям царской семьи, от ректоров вузов к различным государственных администраторов. Весомый вклад украинских сделали для развития русской архитектуры XVIII в. В стиле украинского барокко они соорудили храмы в Филях, Измайлово, Новодевичьем монастыре. Выпускник Киево-Могилянской академии Украинской И. Зарудный плодотворно работал архитектором в Москве и Петербурге. Украинский скульптор, уроженец Чернигова И. Мартос создал известный памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве. В середине XVIII в. образование и просвещение на Левобережной Украине находились на высоком уровне, чем в России. Начальное образование получали в школах при церквях и монастырях, среднюю - в коллегиумах Чернигова, Переяслава, Харькова. С конца XVIII в. в Украине начали действовать первые профессиональные школы: Госпитальная в Елисаветграде (современный Кировоград), артиллерийская школа и штурманское училище в Николаеве. Образовательным центром долгое время оставалась Киево-Могилянская академия. Однако начиная с середины XVIII в. Академия находится в кризисе. Тесно связана с церковью и укомплектована преподавателями-представителями духовенства, основное внимание Академия уделяла таким предметам, как теология, риторика, философия. Через религиозную ориентированность и традиционализм в обучении она становилась неинтересной для молодежи. На отставание Киево-Могилянской академии от требований времени замечали передовые украинские круги. В 60-е годы XVIII в. они неоднократно обращались к Екатерине II с просьбой открыть в Украине университет (Московский университет открылся в 1755 p.), причем на базе Академии ввиду того, что она возникла на основе светской школы. Но этому проекту не суждено было осуществиться, поскольку политика самодержавия была направлена на искоренение украинской самобытности. В 1814 г. Академия прекратила деятельность как светский учебное заведение. Значительные успехи в Украине достигла книгоиздательское дело. На протяжении XVIII в. совершенствовалась техника печати, улучшалось оформление книг. Большое значение в развитии книгопечатания имело введение гражданского шрифта. Первую типографию с гражданским шрифтом был открыт в Украине в Елисаветграде. Постепенно освобождалась от религиозного влияния медицина. Появились первые учебники с изложением основ медицинских знаний. Определенные успехи были достигнуты в борьбе с эпидемическими заболеваниями. Математическая наука также начала набирать практического направления. Скажем, в учебник И. Фальковского были включены элементы практической математики, материалы по тригонометрии, гражданской и военной архитектуры. Ведущее место в развитии украинской культуры того периода принадлежит философу, просветителю, поэт, баснописец Григорию Сковороде (1722-1794). После обучения в Киево-Могилянской академии он путешествовал европейскими странами. Впоследствии Г. Сковорода преподавал в Переяславском и Харьковском коллегиумах. Однако преследуемый церковью и царской администрацией он вынужден был отказаться от преподавания. Последние 25 лет жизни Г. Сковорода путешествовал по Украине, проповедуя среди народа свои взгляды. В своих произведениях мыслитель выступал против тирании и социальной несправедливости. Проблему счастья человека философ решал в духе просвещения: дорога к счастью - в самопознании и труда. Г. Сковорода осуждал официальную религию за ее догматизм и схоластику, пропагандировал ненавистное церкви учение Н. Коперника. Всю свою жизнь он стремился к свободе и завещал написать на своей могиле слова: "Мир ловил меня, но не поймал". В XVIII в. в Украине появились исторические работы, написанные как казацкие летописи. Авторами этих работ были выпускники Киево-Могилянской академии Г. Грабъянка и С. Величко. Эти произведения, означали переход от хронологического перечисление событий к их осмыслению, стали заметным явлением в украинской историографии. А поскольку источниками для авторов были хозяйственные, военные и дипломатические документы, такие произведения назвать летописям можно было только условно. В указанный период работали известные украинские историки П. Симоновский, Н. Бантыш-Каменский, М. Берлинский. Последний был одним из первых исследователей истории Киева. В развитии украинской литературы появились новые признаки: она постепенно освобождалась от влияния церкви и набирала светский характер. Художественные произведения все больше обогащались народным языком, пословицами, поговорками. Эти явления значительно повлияли на творчество И. Котляревского (1769-1838), автора знаменитой поэмы "Энеида". В 1789 г. в Харькове открылся первый в Украине постоянный театр. Кроме местных актеров в нем выступали артисты из Москвы и Петербурга. Имена украинских композиторов М. Березовского и А. Веделя были известны далеко за пределами Украины. Школой для нескольких поколений композиторов стало творчество Д. Бортнянского. Выдающимися украинскими архитекторами были киевляне С. Ковнир и И. Григорович-Барский. Один из лучших произведений С. Ковнира-корпус на территории Киево-Печерской лавры - названный в его честь. Самые сооружения И. Григоровича-Барского - надвратная церковь Кирилловского монастыря и фонтан "Самсон" в Киеве. Правобережная Украина во второй половине XVIII в. не играла заметной роли в культурной жизни. Начальное образование здесь контролировали преимущественно иезуиты. Кроме учебных заведений иезуитов польское правительство поддерживало также украинские школы, используя их для денационализации украинского. Львовский университет, открытый еще в 1661 p., польская администрация также использовала для полонизации и окатоличивания украинского. В Закарпатье и на Северной Буковине начальные школы существовали на средства населения; высших учебных заведений не было. В 1766 г. открылась учительская семинария в Мукачево (Закарпатье), а в 1784 г. - академическая гимназия в Черновцах (Буковина). Литература, как и вообще культура, развивалась медленно. В течение 70-80-х годов XVIII в. вследствие политики царского правительства, направленной на ликвидацию местного самоуправления в Украине, было окончательно ликвидировано гетманство, Запорожскую Сечь, самобытный административно-территориальное устройство. Власть полностью сосредотачивалась в руках второй Малороссийской коллегии (1764-1786 pp.). Вхождение с конца XVIII в. Правобережной Украины в состав России и объединение ее с другими украинскими землями имели большое значение для украинского народа - были созданы условия для национального экономического и культурного развития. Между тем Украина, как и раньше, остается раздробленной: западноукраинские земли, Северная Буковина и Закарпатье подчиняются Австро-Венгрии. В XVIII в. продолжается процесс перерастания украинской народности в нацию. Происходит территориальная консолидация, укрепляются экономические связи между отдельными местностями, расширяются национальный рынок, завершается процесс формирования украинского языка. Многовековая борьба за выход России к Черному морю завершилась в XVIII в. и принесла заметные результаты. Прекратились агрессивные набеги турок и татар на украинские и русские земли. Надежной стала оборона южных границ. Поражение Турции в русско-турецких войнах и ее упадок облегчили положение славянских народов на Балканах, которые все еще оставались под властью Турции. Освоение южных земель способствовало экономическому развитию России и Украины. С развитием экономики, расширением и углублением внутреннего рынка заметно возросла роль Украины во внешней торговле Российской империи. Экономический подъем и развитие торговых связей на юге страны способствовали распространению судоходства на Днепре, многочисленные притоки которого давали возможность транспортировать товары из разных районов Украины и Белоруссии. Заселение и освоение южных земель стало важным фактором дальнейшего экономического и культурного развития. Во второй половине XVIII в. в Украине продолжают развиваться элементы капиталистических отношений. Старшинские и крестьянские хозяйства постепенно теряли замкнутый характер, на промышленных предприятиях шире использовалась вольнонаемная рабочая сила. Однако феодализм отнюдь не исчерпал своих потенциальных возможностей. В новых условиях резко усилилась эксплуатация народных масс. Наряду с барщиной внедрялась большое количество дополнительных феодальных повинностей, увеличились налоги. К концу столетия царизм узаконил на Левобережье и Слобожанщине крепостное право. XVIII в. ознаменовалось новыми признаками и достижениями в развитии культуры украинского народа. Литература и искусство освободились от религиозных канонов. Практические потребности общества обусловили дальнейшее развитие образования и науки, издания трудов по философии, истории, математики, медицины. Художественными шедеврами обогатились театр и музыка, архитектура и изобразительное искусство. | |
Просмотров: 849 | Комментарии: 1 | Теги: украина, Австрия, в составе, Наука, Россия, культура | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |