Главная » Статьи » История » История Украины

7.2. Культура и образование
Историки часто называют XVIII в. парадоксальным периодом в истории украинской культуры. С одной стороны, наблюдался расцвет украинского искусства и литературы, с другой - условия складывались так, что украинская культура теряла свою самобытность и постепенно адаптировалась к образцам имперской культуры - русской и австрийской.
Характерным для украинской культуры XVIII в. был процесс "вымывания" высокообразованных людей и представителей украинской культуры с национальной среды. Украинский занимали высокие посты в России: от церковных иерархов к воспитателям царской семьи, от ректоров вузов к различным государственных администраторов. Весомый вклад украинских сделали для развития русской архитектуры XVIII в. В стиле украинского барокко они соорудили храмы в Филях, Измайлово, Новодевичьем монастыре. Выпускник Киево-Могилянской академии Украинской И. Зарудный плодотворно работал архитектором в Москве и Петербурге. Украинский скульптор, уроженец Чернигова И. Мартос создал известный памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве.
В середине XVIII в. образование и просвещение на Левобережной Украине находились на высоком уровне, чем в России. Начальное образование получали в школах при церквях и монастырях, среднюю - в коллегиумах Чернигова, Переяслава, Харькова. С конца XVIII в. в Украине начали действовать первые профессиональные школы: Госпитальная в Елисаветграде (современный Кировоград), артиллерийская школа и штурманское училище в Николаеве. Образовательным центром долгое время оставалась Киево-Могилянская академия. Однако начиная с середины XVIII в. Академия находится в кризисе. Тесно связана с церковью и укомплектована преподавателями-представителями духовенства, основное внимание Академия уделяла таким предметам, как теология, риторика, философия. Через религиозную ориентированность и традиционализм в обучении она становилась неинтересной для молодежи.
На отставание Киево-Могилянской академии от требований времени замечали передовые украинские круги. В 60-е годы XVIII в. они неоднократно обращались к Екатерине II с просьбой открыть в Украине университет (Московский университет открылся в 1755 p.), причем на базе Академии ввиду того, что она возникла на основе светской школы. Но этому проекту не суждено было осуществиться, поскольку политика самодержавия была направлена ​​на искоренение украинской самобытности. В 1814 г. Академия прекратила деятельность как светский учебное заведение.
Значительные успехи в Украине достигла книгоиздательское дело. На протяжении XVIII в. совершенствовалась техника печати, улучшалось оформление книг. Большое значение в развитии книгопечатания имело введение гражданского шрифта. Первую типографию с гражданским шрифтом был открыт в Украине в Елисаветграде.
Постепенно освобождалась от религиозного влияния медицина. Появились первые учебники с изложением основ медицинских знаний. Определенные успехи были достигнуты в борьбе с эпидемическими заболеваниями.
Математическая наука также начала набирать практического направления. Скажем, в учебник И. Фальковского были включены элементы практической математики, материалы по тригонометрии, гражданской и военной архитектуры.
Ведущее место в развитии украинской культуры того периода принадлежит философу, просветителю, поэт, баснописец Григорию Сковороде (1722-1794). После обучения в Киево-Могилянской академии он путешествовал европейскими странами. Впоследствии Г. Сковорода преподавал в Переяславском и Харьковском коллегиумах. Однако преследуемый церковью и царской администрацией он вынужден был отказаться от преподавания. Последние 25 лет жизни Г. Сковорода путешествовал по Украине, проповедуя среди народа свои взгляды. В своих произведениях мыслитель выступал против тирании и социальной несправедливости. Проблему счастья человека философ решал в духе просвещения: дорога к счастью - в самопознании и труда. Г. Сковорода осуждал официальную религию за ее догматизм и схоластику, пропагандировал ненавистное церкви учение Н. Коперника. Всю свою жизнь он стремился к свободе и завещал написать на своей могиле слова: "Мир ловил меня, но не поймал".
В XVIII в. в Украине появились исторические работы, написанные как казацкие летописи. Авторами этих работ были выпускники Киево-Могилянской академии Г. Грабъянка и С. Величко. Эти произведения, означали переход от хронологического перечисление событий к их осмыслению, стали заметным явлением в украинской историографии. А поскольку источниками для авторов были хозяйственные, военные и дипломатические документы, такие произведения назвать летописям можно было только условно.
В указанный период работали известные украинские историки П. Симоновский, Н. Бантыш-Каменский, М. Берлинский. Последний был одним из первых исследователей истории Киева.
В развитии украинской литературы появились новые признаки: она постепенно освобождалась от влияния церкви и набирала светский характер. Художественные произведения все больше обогащались народным языком, пословицами, поговорками. Эти явления значительно повлияли на творчество И. Котляревского (1769-1838), автора знаменитой поэмы "Энеида".
В 1789 г. в Харькове открылся первый в Украине постоянный театр. Кроме местных актеров в нем выступали артисты из Москвы и Петербурга.
Имена украинских композиторов М. Березовского и А. Веделя были известны далеко за пределами Украины. Школой для нескольких поколений композиторов стало творчество Д. Бортнянского.
Выдающимися украинскими архитекторами были киевляне С. Ковнир и И. Григорович-Барский. Один из лучших произведений С. Ковнира-корпус на территории Киево-Печерской лавры - названный в его честь. Самые сооружения И. Григоровича-Барского - надвратная церковь Кирилловского монастыря и фонтан "Самсон" в Киеве.
Правобережная Украина во второй половине XVIII в. не играла заметной роли в культурной жизни. Начальное образование здесь контролировали преимущественно иезуиты. Кроме учебных заведений иезуитов польское правительство поддерживало также украинские школы, используя их для денационализации украинского. Львовский университет, открытый еще в 1661 p., польская администрация также использовала для полонизации и окатоличивания украинского.
В Закарпатье и на Северной Буковине начальные школы существовали на средства населения; высших учебных заведений не было. В 1766 г. открылась учительская семинария в Мукачево (Закарпатье), а в 1784 г. - академическая гимназия в Черновцах (Буковина). Литература, как и вообще культура, развивалась медленно.
В течение 70-80-х годов XVIII в. вследствие политики царского правительства, направленной на ликвидацию местного самоуправления в Украине, было окончательно ликвидировано гетманство, Запорожскую Сечь, самобытный административно-территориальное устройство. Власть полностью сосредотачивалась в руках второй Малороссийской коллегии (1764-1786 pp.). Вхождение с конца XVIII в. Правобережной Украины в состав России и объединение ее с другими украинскими землями имели большое значение для украинского народа - были созданы условия для национального экономического и культурного развития. Между тем Украина, как и раньше, остается раздробленной: западноукраинские земли, Северная Буковина и Закарпатье подчиняются Австро-Венгрии.
В XVIII в. продолжается процесс перерастания украинской народности в нацию. Происходит территориальная консолидация, укрепляются экономические связи между отдельными местностями, расширяются национальный рынок, завершается процесс формирования украинского языка.
Многовековая борьба за выход России к Черному морю завершилась в XVIII в. и принесла заметные результаты. Прекратились агрессивные набеги турок и татар на украинские и русские земли. Надежной стала оборона южных границ. Поражение Турции в русско-турецких войнах и ее упадок облегчили положение славянских народов на Балканах, которые все еще оставались под властью Турции.
Освоение южных земель способствовало экономическому развитию России и Украины. С развитием экономики, расширением и углублением внутреннего рынка заметно возросла роль Украины во внешней торговле Российской империи. Экономический подъем и развитие торговых связей на юге страны способствовали распространению судоходства на Днепре, многочисленные притоки которого давали возможность транспортировать товары из разных районов Украины и Белоруссии. Заселение и освоение южных земель стало важным фактором дальнейшего экономического и культурного развития.
Во второй половине XVIII в. в Украине продолжают развиваться элементы капиталистических отношений. Старшинские и крестьянские хозяйства постепенно теряли замкнутый характер, на промышленных предприятиях шире использовалась вольнонаемная рабочая сила. Однако феодализм отнюдь не исчерпал своих потенциальных возможностей. В новых условиях резко усилилась эксплуатация народных масс. Наряду с барщиной внедрялась большое количество дополнительных феодальных повинностей, увеличились налоги. К концу столетия царизм узаконил на Левобережье и Слобожанщине крепостное право.
 XVIII в. ознаменовалось новыми признаками и достижениями в развитии культуры украинского народа. Литература и искусство освободились от религиозных канонов. Практические потребности общества обусловили дальнейшее развитие образования и науки, издания трудов по философии, истории, математики, медицины. Художественными шедеврами обогатились театр и музыка, архитектура и изобразительное искусство. 
Категория: История Украины | Добавил: Andrey (07.11.2011)
Просмотров: 849 | Комментарии: 1 | Теги: украина, Австрия, в составе, Наука, Россия, культура | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]