Главная » Статьи » Всемирная история » Древние цивилизации

Иран
После распада великой империи Бхарата 16000 лет назад большая часть территории современного Ирана долгое время оставалась малозаселённой. Позднее западные области заселили преимущественно мидийские племена, а восточный Иран был заселён персами. 8000 лет назад люди жили общинами по 50-300 человек в домах, построенных из глиняных кирпичей. В центре каждого посёлка находилось святилище со стенами, покрытыми многоцветной росписью, изображавшей различных животных и магические символы. Вокруг посёлков расстилались поля, орошаемые небольшими каналами, и пастбища для овец, коз и быков. 

Приблизительно 6000 лет назад в Иране начался период расцвета. Возникают крупные центры-оазисы, имевшие по 1000-2000 жителей (Кара-тепе, Геоксюр). Люди приручают верблюдов, строят четырёхколёсные повозки, изготавливают высококачественную глиняную посуду, росписанную изысканным двухцветным узором, глиняные статуэтки, изображавшие женское Божество плодородия, жрецов и вождей, бусы из бирюзы, сердолика, лазурита, серебра и золота. Довольно крупный центр цивилизации существовал в IV тысячелетии до н.э. на территории Южного Туркменистана. Здесь в пустыне Каракумы, вблизи селения Анау, которое находится в 12-ти км к востоку от Ашхабада, на площади около 161 на 80 км располагалось несколько крупных городов, отличавшихся монументальной архитектурой. Здания в них отстояли друг от друга на сотни метров и были окружены несколькими рядами стен длиной от 92 до 152 метров, внутри находилось множество комнат, способных вместить сотни людей. Сложная ирригационная система позволила древним жителям превратить пустыню в цветущий оазис и выращивать богатые урожаи пшеницы и ячменя, а тучные пастбища давали корм стадам верблюдов, овец, коз и ослов.

О высокой культуре древнего населения Анау говорит множество прекрасных образцов керамики и фаянса, относящихся к IV - III тысячелетиям до н.э.. Фаянсовые изделия очень тонкие, толщина их не превышает 3,2 мм, и по красоте и качеству они не уступают китайским. Большую часть изделий древние мастера не раскрашивали, но с помощью художественного обжига придавали им красивые переливы цвета от бежевого до жёлтого и красного, а у раскрашенных образцов преобладают белые и голубые тона и растительные мотивы. В некоторых домах на внутренних стенах сохранились красивые орнаменты и стилизованные изображения людей невысокого роста с высоким лбом и раскосыми глазами. Цивилизация Анау имела календарь и развитую письменность, одна из обнаруженных печатей с вырезанными на ней письменами датируется 2300 годом до н.э.. Рукояти бронзовых топориков обычно выполнялись в виде птичьих голов, глаза которых изготавливались из гематита. Найдено также множество тщательно отполированных костяных трубок, полых внутри, с вырезанными на них орнаментами и изображениями людей, животных и растений, которые использовались в ритуальных целях при изготовлении галлюциногенного напитка из смеси эфедры, мака и опиума, позволявшего верующим быть "ближе к Богу". Жители Анау сжигали умерших, считая, что кремация облегчает освобождение души из умершего тела, но некоторых из них захоранивали в склепах в окружении предметов быта, посуды и съестных припасов. Цивилизация Анау просуществовала до I тысячелетия до н.э..

Согласно священной "Авесте", древним пехлевийским и бактрийским источникам и сочинениям греческих, армянских и таджикских авторов, после потопа, случившегося около 5100 лет назад, в Иран со стороны Уральских гор явились потомки ариев, которые основали в Средней Азии две могущественные царские династии: пешдадидов и кайянидов. Прародителем первой из них был "пастырь человеков" Хаома, "вестник нового закона". Сын Хаомы - царь Хушаиг - научил иранцев строить поселения и возделывать поля, в результате чего к северу от реки Амударьи возникло государство Туран. Оно достигло наибольшего расцвета в период правления легендарного царя Джемшида, которого индийские хроники именуют "Йима". Вторую династию основал легендарный Кави (т.е. "князь") Кавата, соплеменники которого расселились на территории современного северного Афганистана и восточного Туркменистана. В начале II тысячелетия до н.э. там располагалось могущественное государство Арьйошаяна со столицей в городе Бактре, центральная часть блистательной Маргианской цивилизации.

4300 лет назад крупнейшими городами-оазисами на северо-востоке Ирана были Алтын-тепе и Намазга-тепе, в которых проживало от 5000 до 10000 человек. Города были обнесены крепостными стенами из сырцового кирпича, а городские ворота помещались между двумя монументальными башнями-пилонами, аналогичными месопотамским. В центре Алтын-тепе располагался монументальный культовый комплекс с четырёхступенчатой башней-зиккуратом высотой 12 метров и длиной 28 метров, в котором находились многочисленные хранилища, храмы и гробницы жрецов. Комплекс был посвящён Богу Луны, изображавшемуся в виде небесного быка огненного цвета. В нём осуществлялись астрономические наблюдения для определения сроков полевых работ, хранились общественные запасы. Дома жрецов и вождей имели правильную планировку и площадь 80-100 кв.метров, а обычные люди жили в крупных многокомнатных домах из небрежно отделанных тесных комнаток. Посуда изготавливалась на гончарном круге и обжигалась в сложных двух-ярусных горнах. Искусные ремесленники изготавляли сосуды из камня и бронзы, бронзовые наконечники копий, кинжалы, тёсла, ножи и серпы, а также - ожерелья, кольца, бронзовые печати с изображениями свастики и терракотовые статуэтки. Из Месопотамии сюда попадали фаянсовые изделия, из долины Инда - поделки из слоновой кости. Сходная культура существовала и на северо-востоке Ирана, где находился крупный центр металлургии Тепе-Гиссара и древний монументальный культовый центр Туренг-тепе.

В юго-западной части иранского нагорья, в плодородных долинах Каруна и Керхи процветала городская цивилизация Элам, возникшая более 8000 лет назад. На протяжении всей своей истории она соперничала с цивилизациями Месопотамии. Так ещё 6600 лет назад эламцами была захвачена Северная Месопотамия (Ассирия), которая несколько столетий оставалась под их полным контролем, а в 2003 году до н.э. ими был покорён шумерский город Ур, после чего шумеры окончательно перестали существовать как народ. Центральным городом Элама был город Сузы, основанный более 7000 лет назад и расположенный на месте соединения важнейших торговых путей. Эламцы имели монументальную архитектуру, развитое сельское хозяйство, ирригационные системы, металлургическое и керамическое производства. Изготавливались литые металлические топоры и булавы, цилиндрические печати, проколки и булавки из меди, бусы и другие украшения, разнообразная глиняная посуда, нередко украшенная геометрической росписью и рисунками животных: козлов, барсов, быков, птиц, собак, змей. Одним из наиболее известных шедевров эламских мастеров является бронзовая статуя царицы Напирасу. На стенах храмов, сосудах и печатях обнаружены красочные изображения грифонов, крылатых львов и демонов. В отличии от соседней Месопотамии, где царил патриархат, в Эламе высокое социальное положение часто занимали женщины: они могли управлять страной, выступать в судах, дочери получали одинаковые с сыновьями доли наследства. Во главе эламского религиозного пантеона стояла Пинекир ("Великая Богиня"), которую считали Матерью Богов и всего сущего. Поклонялись также Иншушинаку, покровителю Суз, Богу подземного царства мёртвых. Около 3300 лет назад царём Унташ-Напиришой в городе Дур-Унташ неподалёку от Суз был возведён величественный зиккурат, который стал образцом эламской архитектуры. У входа в зиккурат стояли изображения быков, львов, грифонов, статуи царей и Богов из золота и серебра. Зиккурат имел 4 этажа общей высотой 42 метра, длина сторон первого этажа была 105 метров. На сооружение были израсходованы миллионы кирпичей и сотни тысяч каменных глыб.

Около 3500 лет назад основные центры цивилизации сместились на северо-восток. В дельте реки Мургабы по среднему течению Амударьи, на территории Северного Афганистана и Южного Узбекистана возникают новые оазисы (Бактрия, Маргиана), к северу от Бактрии - Согд (столица - Самарканд), в низовьях Амударьи и Фергана - Хорезм (столица - Хива) и другие крупные укреплённые поселения городского типа, окружённые мощными крепостными стенами с цитаделью, за которыми располагались монументальные строения на высоких платформах - дворцовые и храмовые комплексы. В городах процветает гончарное и бронзолитейное производства, изготавливаются печати с изображениями львов, быков, тигров и мифологических героев. Вокруг поселений появляются сложные ирригационные системы: магистральные каналы снабжали водой отдельные оазисы, в пределах которых живительная влага распространялась по многочисленным боковым руслам и протокам; такая ирригационная система позволяла получать с полей и виноградников большие и устойчивые урожаи. Города-оазисы имели развитое сельское хозяйство, разнообразную архитектуру и насыщенную социальную и религиозную жизнь, но, к сожалению, не оставили после себя памятников письменности.



Категория: Древние цивилизации | Добавил: Andrey (03.04.2013)
Просмотров: 1103 | Комментарии: 1 | Теги: иран, древние цивилизации | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]